ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР, третий - Страница 3

Исследователи отмечают, что порядок канонов в различных списках существенно варьируется; по мнению исследователей, официального текста постановлений не существовало или, во всяком случае, наряду с ним бытовали и другие версии, составленные участниками Собора. Впервые каноны третьего Латеранского собора опубликовал нидерландский историк-францисканец Пётр Краббе, использовавший несохранившуюся рукопись (1551 г.). Версия канонов, опубликованная в официальном издании (так называемая Editio Romana) «Вселенские Соборы католической Церкви» (1612 г.), послужила основой для большинства последующих публикаций. Критическое издание канонов третьего Латеранского собора подготовил в 1952 г. немецкий историк Виктор Герольд (1890–1956 гг.) в диссертации, которая осталась неопубликованной (этот текст положен в основу новейшего издания канонов третьего Латеранского собора). Важнейшие постановления третьего Латеранского собора относились к занятию церковных должностей, в том числе к выборам папы Римского (канон 1). Чтобы предотвратить новые схизмы, устанавливалось правило, по которому для избрания нового папы требовалось две трети голосов всех выборщиков-кардиналов (а не только кардиналов-епископов, как это было в декрете папы Николая II (1059 г.)). С некоторыми изменениями это постановление служит основой выборов папы Римского до настоящего времени. Нарушители этого порядка подлежали отлучению от церкви. Выборы на другие епископские кафедры должны были совершаться «большей и более здоровой частью» («maior et sanior pars»; в некоторых рукописях – «maior et senior pars», т.е. «большей и старшей частью») клира. Канон 3 устанавливал требования к кандидатам на церковные должности: зрелый возраст (не меньше 30 лет для епископа, 25 лет – для любого другого поста, связанного с пастырскими обязанностями), серьёзный характер («morum gravitas») и образование («scientia litterarum»), в том числе знание латинского языка. Кандидаты в епископы должны были быть законнорождёнными. Всем назначенным лицам в срок, определённый канонами, надлежало принять рукоположение в сан, соответствующий их должности; архидиаконы должны быть рукоположены в сан диакона, а деканы – в сан пресвитера. В случае если епископ совершал рукоположение пресвитера или диакона, не предоставляя бенефиция («sine certo titulo»), он обязан был содержать тех, кто не имели иных источников существования, за собственный счёт (канон 5). Запрещалась практика обещать бенефиций до того, как он станет вакантным по причине смерти держателя (канон 8). Епископы, а если они не сделают, то соборные каноники, должны были совершить назначение или провести выборы на вакантный пост в течение шести месяцев, иначе они теряли это право. Ряд постановлений третьего Латеранского собора был посвящён упорядочиванию жизни католического духовенства в русле идей григорианской реформы. Настаивая на соблюдении целибата, третий Латеранский собор запрещал клирикам сожительствовать с женщинами под угрозой лишения бенефициев. Виновные в содомии клирики подлежали извержению из сана или покаянию в монастыре, миряне – отлучению от церкви. Клирикам запрещалось без необходимости посещать женские обители (канон 11). Священнослужителям и монашествующим запрещалось заниматься оказанием юридических услуг (в качестве адвокатов, прокуроров и т.п.) светским правителям в светских судах; в таких судах клирики могли выступать только как защитники интересов своих церквей, а также как представители бедных (канон 12). Приходским священникам предписывалось постоянно жить при своих церквах, запрещалось одновременное держание нескольких бенефициев (канон 13).

 



 
PR-CY.ru