«LUMEN GENTIUM»

«LUMEN GENTIUM» – догматическая конституция о церкви, принятая вторым Ватиканским собором. Утверждена папой Римским Павлом VI (1963–1978 гг.) и торжественно провозглашена 21 ноября 1964 г. Один из самых значительных по объёму (16 200 слов) и богословскому содержанию текстов второго Ватиканского собора. История составления документа тесно связана с экклезиологическими решениями первого Ватиканского собора (1869–1870 гг.), который конституцией «Pastor aeternus» догматизировал высшую вероучительную и юрисдикционную власть папы Римского, не соотносящуюся с соборным характером католической церкви и учением о епископате. Многие католики уже в то время считали неудовлетворительной такую абсолютистскую и монархическую экклезиологию, которая была обусловлена сложной общественно-политической ситуацией (ликвидация Папского государства в результате объединения Италии и утрата Римским папой светской власти). Захват Рима войсками Итальянского королевства помешал нормальному завершению работы первого Ватиканского собора, вследствие чего католическая экклезиология, дополненная догматом о папском примате, представлялась незаконченной. Развитию католической экклезиологии была посвящена энциклика папы Римского Пия II (1939–1958 гг.) «Mystici corporis» (1943 г.); она оказала влияние на концепцию «Lumen gentium». Усилившийся в первой половине XX в. интерес католических исследователей к библейскому и патристическому учению о церкви, к экклезиологии других христианских конфессий, в частности, к евхаристической экклезиологии протопресвитера Николая Николаевича Афанасьева, а также труды видных католических богословов Ива Конгара, Анри Мари Жозефа де Любака, Карла Ранера, Йозефа Алоиза Ратцингера, Ганса Кюнга, принимавших участие в работе Собора в качестве экспертов-консультантов, делали ещё более явной неполноценность существовавшей официальной доктрины. Необходимость её дополнения или развития была для прогрессивно настроенных участников второго Ватиканского собора очевидной. Вместе с тем дискуссии в процессе составления «Lumen gentium» были на Соборе одними из самых напряжённых. Разработанный подготовительной комиссией проект документа претерпел значительные формальные и содержательные изменения в ходе дискуссий на первой, второй и третье сессиях – от наполненного традиционалистским догматизмом изложения до искомого Собором выражения обновлённого взгляда на сущность, структуру, вселенскую миссию и пастырские задачи Римско-католической церкви в современности. Также было принято решение включить непосредственно в текст конституции главу о Пресвятой Богородице и отказаться от подготовки задуманного ранее отдельного мариологического документа. В окончательном виде текст, изобилующий ссылками не только на латинские христианские тексты, но и на Священное Писание и творения восточных отцов церкви, составил восемь глав, разделённых на 69 параграфов: о церкви, о народе Божьем, об иерархическом строении церкви, о мирянах, о всеобщем призвании к святости, о монашествующих, об эсхатологической природе церкви, о Пресвятой Деве Марии. Конституция была принята подавляющим большинством голосов (2151 голос против 5) на третьей сессии Собора и 21 ноября 1964 г. торжественно обнародована папой Римским Павлом VI.

 



 
PR-CY.ru