«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ» - Страница 9

На латинском Западе причащение Преждеосвящёнными Дарами в отличие от Востока не было оформлено в самостоятельное богослужение. Причащение в Великую пятницу, получившее в позднейшем обиходе наименование «месса Преждеосвящённых», достаточно долго оставалось совершавшимся в молчании необязательным прибавлением к девятому часу, который в этот день отличался особыми чтениями и молитвами и оканчивался поклонением Кресту. Древняя редакция «Сакраментария Геласия» (составлена примерно на рубеже VII и VIII вв.), где эта практика упоминается впервые, сообщает: «Когда завершатся вышеописанные молитвы, диаконы входят в сакристию. И исходят с Телом и Кровью Господними, которые остались с предшествующего дня (т.е. с мессы Великого четверга), и поставляют их на алтарь. И священник («sacerdos») встаёт пред алтарём, поклоняясь Кресту Господнему и целуя [его]. И произносит: «Помолимся», и затем: «Praeceptis salutaribus moniti...» (традиционная преамбула к молитве «Отче наш») и молитву Господню. Также: «Libera nos, Domine, quaesumus...» (это так называемый эмболизм, обычное добавление к молитве «Отче наш»). И когда всё это совершится, все поклоняются святому Кресту и причащаются» (в настоящей статье уже приводились свидетельства «Ordo Romanus» XXIII и Амалария Мецского о том, что в VIII в. причащение в Великую пятницу в Риме не совершалось на папской службе; таким образом, «Сакраментарий Геласия» не случайно в этом месте обозначает совершителя чина термином «sacerdos», а не «pontifex»). В «Ordo Romanus» XVI (а также XVII, который является переделкой XVI), датируемом 775–780 гг., также говорится именно о священнике («presbyter») как совершителе «мессы Преждеосвящённых», описанной аналогично «Сакраментарию Геласия» – с использованием и Преждеосвящённого Тела, и Преждеосвящённой Крови. А в «Ordo Romanus» XXIV, составленном около 754 г., совершителем этого чина назван уже «pontifex», т.е. епископ (но не папа, поскольку этот документ происходит не из самого Рима), и для причащения ему приносятся (причём не диаконами, а священниками и субдиаконами) Преждеосвящённый Хлеб и чаша, но не с Кровью Христовой, а с неосвящённым вином («cum vino non consecrato»). После завершения поклонения Кресту произносятся молитвы «Praeceptis salutaribus…», «Отче наш» и «Libera nos…» – и предстоятель молча («nihil dicens») погружает часть Преждеосвящённого Хлеба в чашу, после чего все причащаются. Таким образом, здесь появляется та же традиция освящения чаши Преждеосвящённым Хлебом, что и на Востоке, – но в отличие от рассмотренных выше не константинопольских восточных чинов «Литургии Преждеосвящённых Даров» латинский чин не содержит специальной молитвы с соответствующим прошением. Указания «Сакраментария Адриана» (одной из редакций «Сакраментария Григория», датируемой 780 гг.) о причащении в Великую пятницу буквально совпадают с «Ordo Romanus» XXIV.

 



 
PR-CY.ru