Словарь по христианству К КИРИЛЛ V

КИРИЛЛ V

КИРИЛЛ V – Константинопольский патриарх с 28 сентября 1748 г. по июнь 1751 г. и с 7 сентября 1752 г. по 16 января 1757 г. Родился в конце XVII в. в городе Димитсана на Пелопеннесском полуострове. Какое-то время жил на Святой Горе и на острове Патмос, где учился и был пострижен в монахи. В 1737 г. был избран митрополитом Меленойконским в Македонии, а в 1745 г. переведён в Никомидийскую епархию в Малой Азии. Патриархом был избран в 1748 г., но в 1751 г. смещён из-за возникших беспорядков. Уже в первый срок службы у Кирилла V возник конфликт с западниками и организаторами римско-католической пропаганды. Его главным оппонентом был французский посол, поскольку Франция была покровительницей римских католиков в пределах Оттоманской империи. Во время двух сроков служения Кирилл V столкнулся с двумя фундаментальными проблемами, в ходе решения которых приобрёл и много друзей, и много врагов. Для того чтобы положить конец фракционной политике епископов в период их проживания в Константинополе и постоянной смене патриархов (тому, чем не упускала случая воспользоваться западная пропаганда), патриарх в 1751 г. распустил епископов (повторив эту меру в 1755 г.) и обязал их вернуться в свои епархии, снискав, таким образом, постоянное противостояние многих иерархов. Это проявилось позднее, прежде всего, в решении вопроса о (повторном) крещении римских католиков. Много внимания Кирилл V посвятил вопросу финансовой политике Константинопольской церкви, сформировав для этого в 1755 г. смешанный комитет, в который вошли епископы и светские чиновники. Патриарх также стремился наладить образование и с этой целью в 1749 г. основал Афонскую школу. Обострение вопроса о (повторном) крещении западных христиан связано с попытками Кирилла V (начиная с 1749 г.) оградить православие от всё более тесных контактов с римско-католической церковью и от прозелитизма папы Римского, а также от его посягательств на святыни Афона и Александрийского патриархата. Патриарх начал антипапскую кампанию, опираясь на доверие и поддержку большей части монашества и простого люда. Однако просвещённая часть населения и высшее духовенство остались к этой кампании равнодушными, а входящие в состав Синода епископы выступили против неё. 28 апреля 1755 г. синодальные епископы созвали Собор, на котором они подвергли резкой критике книгу «Отказ от окропления» и осудили (повторное) крещение выходцев с Запада. Возглавлял эту контратаку главный оппонент, а впоследствии преемник Кирилла V – Каллиник IV (январь–июль 1757 г.). Кирилл V со своей стороны, руководствуясь святоотеческими взглядами, стремился обуздать ставшую слишком дерзкой западную пропаганду, не замедлив выступить против группы иерархов и обвинив их в неканонических действиях. Так, в июне 1755 г. он опубликовал своё заявление, известное под названием «Анафема тем, кто принимает папские таинства», которое было зачитано в церквах и с энтузиазмом встречено православными верующими. В этом документе патриарх изобличил иерархов в давлении, которое они оказывали на патриарха с целью подписать прозападное постановление, тем самым подвергнув опасности не только свой престол, но и жизнь. Кроме того, Кирилл V распустил антипатриархальный Синод и отправил епископов в их епархии. Затем, вместе с Александрийским патриархом Матфеем Псалтом (1746–1766 гг.) и Иерусалимским патриархом Парфением Афинянином (1737–1766 гг.), подписал известное «Определение Святой Церкви Христовой», в котором рекомендовалось «данное Богом святое крещение» и объявлялось неприемлемым «крещение, иначе проводимое еретиками» («Определение…» описывает каноническую практику Константинопольской церкви по этому вопросу, официально осуществляемую по сей день). У приверженца традиции Кирилла V был (среди прочих) пылкий соратник в борьбе – знаменитый богослов своего времени Евстратий Аргентис. Поэтому его противникам не удалось аннулировать «Определение…», несмотря на организованные нападки, в частности, осмеяние и клевету. Противодействие Кириллу V, в конце концов, привело к его смещению, вопреки протестам со стороны простого народа, который остался верен своему патриарху-исихасту. Его дважды лишали духовного сана, в чём исследователи видят выражение стремления врагов дискредитировать его. Кирилл V скончался 27 июля 1775 г., пребывая в тихом уединении на горе Афон.

 
PR-CY.ru