Словарь по христианству К КОНСТАНТИН IV Хлиарин

КОНСТАНТИН IV Хлиарин

КОНСТАНТИН IV Хлиарин – Константинопольский патриарх в 1154 –1156/1157 гг. До патриаршества служил диаконом и сакелларием Великой Церкви Константинополя. Председательствовал на церковном Соборе 1156 г. в триклинии Святого Фомы в патриарших палатах, осудившем ересь богослова Сотириха Пантевгена и лишившем его церковного сана. Подробных сведений о его патриаршестве не сохранилось. Между прочим, его время было ознаменовано попыткой соединения Восточной и Западной церквей Римским папой Адрианом IV (1154–1159 гг.), который отправил своих послов в Константинополь к императору Мануилу I Комнину (1143–1180 гг.) и патриарху Константину IV Хлиарину, а вместе с посольством препроводил своё письмо на имя учёного и известного церковного деятеля, фессалоникского архиепископа Василия Охридского. Какова была судьба папского посольства, неизвестно, но Василий Охридский отправил римскому понтифику ответное писание, изложил в нём условия, на которых возможна уния между Востоком и Западом, и разошёлся с папой в общей оценке проблемы унии. Кроме того, в Фессалониках с разрешения патриарха Константина IV Хлиарина в 1155 г. был устроен богословский диспут между представителем папской церкви Ансельмом Гавельсбергским и византийским богословом Василием Охридским, вращавшийся вокруг вопросов об опресноках и об исхождении Святого Духа. Но все эти попытки не привели к какому-либо существенному результату. Другим крупным фактом этого времени был богословский спор об Евхаристии как жертве, поддержанный Сотирихом Пантевгеном, который учил, что Христос – только Совершитель жертвы, но не Приемлющий её. Спор, вызвавший большое волнение в Византии, послужил поводом для созыва Собора, который и состоялся в январе 1156 г. в Фомаите, одном из триклинов патриарших палат. На Соборе председательствовал патриарх Константин IV Хлиарин, присутствовали Иерусалимский патриарх Николай, русский митрополит Константин и др. Константин IV Хлиарин предстал на Соборе ревностным сторонником церковного учения, резко порицал Сотириха за то, что он в течение двух лет открыто проповедовал нечестие, и показал, что Сотирих должен быть лишён священного сана. Собор решил, что крестная жертва была принесена Спасителем не одному какому-либо лицу Божества, но всей нераздельной Троице. Сотирих Пантевген был осуждён, но волнение не прекратилось и после оставления Константином IV Хлиарином патриаршей кафедры. От него осталось одно каноническое определение касательно убийц разбойников, которое проливает свет на право византийских патриархов судить убийц. В храм Святой Софии явилось несколько византийских солдат, которые через патриарших архонтов уведомили патриарха, что в одном горном ущелье убили вооружённых разбойников, а теперь желают знать, какому наказанию они подлежат за это вынужденное убийство. По распоряжению патриарха дело было представлено на рассмотрение священного синода. Синод постановил, что убивающие разбойников как при защите, так и ради общей пользы по призыву других, должны подвергаться такой же епитимии, какой подлежат и совершившие убийство на войне, а тот, кто убивает разбойника при полной возможности взбежать его нападения, должен подвергаться более строгой епитимии. Это – относительно мирян, а клирики, при каких бы обстоятельствах они ни совершили убийство, подлежат извержению, поскольку для них нет различия ни между неприятелями, ни между разбойниками или какими-либо иными лицами.

 
PR-CY.ru