КАЛИКСТ II

КАЛИКСТ II (граф Гвидо, или Ги Бургундский) – папа Римский со 2 февраля 1119 г. по 13 декабря 1124 г. Был четвёртым сыном графа Бургундии Гильома I Великого (около 1024 – 1087 гг.) и близким родственником французского короля Людовика VI Толстого (1081–1137 гг.), двоюродным братом короля Италии Ардуина (1002–1014 гг.). Его сестра, Гизела, была замужем за графом Савойским Гумбертом II Большим (после 1065 – 1103 гг.), а затем – за маркизом Монферратским Раньери (1084 – около 1136 гг.); другая сестра, Мод, была женой герцога Бургундского Эда I Рыжего (около 1058 – 1103 гг.). Его брат Раймунд Бургундский (около 1059 – 1107 гг.) был женат на наследнице  Леона Урраке (1081–1126 гг.), и был отцом будущего короля Альфонсо VII Леонского (1105–1157 гг.). Его брат, Гуго, был архиепископом Безансона. В 1088 г. Ги был назначен архиепископом Вьеннским и в этом статусе принял участие в борьбе за инвеституру. Как архиепископ был назначен папским легатом во Францию папой Пасхалием II (1099–1118 гг.), который под давлением императора Священной Римской империи Генриха V (1111–1125 гг.) в 1111 г. уступил большую часть папских прерогатив, которых добился папа Григорий VII (1073–1085 гг.). С родственниками в Бургундии и Франш-Конте Ги возглавил про-папскую оппозицию императору. После возвращения во Францию немедленно созвал собрание французских и бургундских епископов во Вьенне, где императорские претензии на рукоположение духовенства были осуждены как еретические, а Генрих V отлучён от церкви на том основании, что вымогал уступки у Пасхалия II при помощи насилия. Эти указы были направлены папе с просьбой о подтверждении, которое было получено 20 октября 1112 г. Во время ожесточённых столкновений между Генрихом V и преемником Пасхалия II, Геласием II (1118–1119 гг.), папа был вынужден бежать из Рима. Геласий II в итоге скончался в аббатстве Клюни 29 января 1119 г. Там же архиепископ Ги Бургундский, который даже не был кардиналом, был избран папой. В выборах приняли участие девять кардиналов, но большинство остальных кардиналов были в Риме (как Калискт II он был интронизирован во Вьенне 9 февраля 1119 г.). Весть о его избрании была повсюду встречена с одобрением, поскольку его родственные связи со многими дворами Европы внушали надежду на то, что ему удастся найти с ними общий язык. Вначале казалось, что новый папа готов вести переговоры с Генрихом V, который принял папское посольство в Страсбурге и отказался от поддержки антипапы Григория VIII (1118–1121 гг.), провозглашённого в Риме. Было решено, что император и папа должны встретиться в Шато-де-Муссон, недалеко от Реймса, и в октябре Каликст II открыл совет в Реймсе с участием Людовика VI Толстого и большинства баронов Франции, а также более четырёхсот епископов и настоятелей. Генрих V лично прибыл в Муссон, но не один, как было предусмотрено, а с армией из более тридцати тысяч человек. Каликст II, опасаясь, что эта сила, вероятно, будет использоваться для оказания давления, остался в Реймсе, где тщетно пытался добиться примирения между братьями – английским королём Генрихом I Боклерком (1100–1135 гг.) и герцогом Нормандии Робертом II Куртгёзом (1087–1106 гг.). Совет тем временем принял указы против светской инвеституры и симонии. Поскольку никаких компромиссов между императором и папой не было достигнуто, 30 октября 1119 г. Генрих V и его антипапа были торжественно отлучены от церкви. После возвращения в Италию, где Григорий VIII был поддержан в Риме имперскими силами и итальянскими союзниками императора, Каликст II сумел одержать верх в борьбе за престол. С помощью норманнских князей он осадил город Сутри, где находился антипапа Григорий VIII, и вынудил жителей выдать своего противника, которого заключил в тюрьму возле Салерно, и затем – в крепость Фумо. В 1120 г. Каликст II издал папскую буллу «Sicut Judaeis» («О евреях») с изложением официальной позиции папства в отношении обращения с евреями. Это было обусловлено Первым крестовым походом, в ходе которого крестоносцы убили более пяти тысяч евреев. Булла была направлена на защиту евреев и повторила позицию папы Григория I Великого (590–604 гг.) о том, что евреи имеют право на «их законную свободу».

 



 
PR-CY.ru