Словарь по христианству К КЛОБУК

КЛОБУК

КЛОБУК (от тюрк. колпак–шапка) – головной убор монаха (малосхимника), состоящий из камилавки (цилиндра с обрезанными краями) и прикреплённой к ней «намётки» (покрывала-куколя, часто шёлкового, или других материалов чёрных тонов), три длинных конца которого спускаются по плечам и спине до пояса. Архиереи и монахи-священники носят клобук постоянно. У архиепископов клобук чёрный, с металлическим крестом (часто из драгоценных металлов, украшен бриллиантами), епископы носят клобук без креста. Белый клобук с крестом – часть облачения митрополита и патриарха. Патриарший клобук сделан в виде сферического колпака, на вершине которого – крест, а все стороны украшены иконами; концы куколя расшиты золотыми шестикрылыми серафимами. В поместных православных церквах существуют различные традиции ношения патриарших клобуков. В Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской церквах патриархи, как и все архиереи, носят простой черный клобук, такой же, как и все монашествующие. В Русской церкви Предстоятель носит отличный от прочих архиереев сферический белый клобук. В Грузинской церкви Католикос-Патриарх также носит сферический клобук (сходный с клобуком Патриарха Московского и всея Руси), однако чёрный и без креста на маковце. Патриархи Сербской, Румынской и Болгарской церквей, в свою очередь, носят белые клобуки, подобные тем, которые носят митрополиты Русской православной церкви. Время появления клобука в облачении монахов исследователи с точностью определить не могут, но считается, что он появился очень рано; славянскому названию «клобук» у греков соответствует «наглавие». Современная форма камилавки – позднего происхождения и взята русской церковью у греков в эпоху патриарха Никона (1652–1666 гг.). Покров камилавки в древнее время назывался мафорием (изменённое греч. слово «омофор» – «плечо» и «ношу»), в современном обиходе именуется «намёткой» или «кукулем». В древности этот покров делался не из лёгкой материи, как теперь, а из плотной для защиты головы во время ненастья. Разделение покрова на три конца также заимствовано русским монашеством у греческого и имело чисто практическое назначение: у монахов издавна существовал обычай завязывать концы покрывала под подбородком в холодную и ветреную погоду, а также для того, чтобы клобук, снимаемый в определённые Уставом моменты богослужения, не занимал рук. Клобук имеет символическое значение «шлема спасения» и «покрывала послушания». Нижняя часть покрывала, разделяющаяся на три длинных конца, знаменует Троическую благодать, которая покрывает помыслы монаха. Первым русским архиереем, удостоившимся чести ношения белого клобука, был архиепископ Новгородский и Псковский Василий (1329–1352 гг.), которому Константинопольский патриарх прислал кресчатые ризы и белый клобук; о нём рассказывает особая русско-византийская легенда. Подобно повести о Вавилонском царстве, где образно представлена передача светской власти из Вавилона в Царьград и оттуда к русскому князю, в этой легенде рассказывается о передаче символа духовной власти из Рима в Константинополь, затем в Новгород. Эта повесть напечатана в «Памятниках старинной русской литературы». В 1667 г. её осудил Большой Московский собор как «лживую и неправую» и писанную Дмитрием Толмачом «от ветра главы своея» (имя Новгородского архиепископа Василия, действительно занимавшего кафедру с 1330 по 1352 гг., позволяет исследователям отнести русскую редакцию ко второй половине XIV в.). Легенда повествует, что царю Константину явились во сне святые апостолы Пётр и Павел и показали ему форму, по которой должен быть сшит белый клобук папе в знак его церковного главенства; Константин велел сшить клобук и возложил его на голову папе Сильвестру (314–335 гг.), после чего, не желая царствовать в том же месте, где правит наместник Божий, он перенёс свою столицу из Рима в Константинополь. Однако преемники Сильвестра забыли благочестивую жизнь и не почитали клобука, за что они должны были этот символ своей власти переслать в Константинополь. Но тогда патриарху является в ночном сидении юноша светлый и велит отправить клобук в Великий Новгород, «и да будет там носим на главе Василия архиепископа»; с тех пор «утвердися белый клобук на главах святых архиепископ Великого Новгорода». Конечно, повесть была сложена в Константинополе; окончание же её, говорящее о перенесении клобука на Русь, сочинено, несомненно, русским автором и приписывается Дмитрию Толмачу. Московский поместный Собор (1564 г.) принял уложение о праве Московского митрополита носить белый клобук, а после установления в 1589 г. в России патриаршества белый клобук стали носить московские патриархи. См. также БЕЛЫЙ КЛОБУК

 
PR-CY.ru