«КОСМЫ МОНАХА ВИДЕНИЕ»

«КОСМЫ МОНАХА ВИДЕНИЕ» – эсхатологическое произведение Х в. Косма был монахом, а затем игуменом монастыря Пресвятой Богородицы «ту Евсевиу», находившегося в феме Оптиматов. Он жил в царствование императора Романа I Лакапина (920–944 гг.), до принятия пострига занимал должность кувикулария (постельничего) в императорском дворце в Константинополе. Во время тяжёлой болезни Косма увидел загробный мир: разнообразные муки грешников, лоно Авраамово и Рай, в который его привели апостолы Андрей Первозванный и Иоанн Богослов. В Раю Косма встретил некоторых знакомых из царского дворца и иноков из своего монастыря, удостоился участия в чудесной трапезе с праведниками в небесных чертогах. Там он услышал, что Царь велел призвать к Нему монаха Афанасия из Траянова монастыря. Возвращаясь иным путём, Косма увидел души грешников, мучающихся в огненных озёрах. Очнувшись, Косма всё рассказал братии и отправился в Траянов монастырь, где застал погребение монаха Афанасия. После видения, которое произошло «в 13-й год царствования императора Романа», т.е. в 933 г., Косма прожил ещё 30 лет, управляя обоими монастырями. «Космы монаха видение» является эсхатологическим текстом константинопольского происхождения, который был создан после 963 г., предполагаемой даты кончины Космы. Он тесно связан с константинопольскими агиографическими произведениями второй половины Х в. – начала XI в., которые характеризуются наличием апокалиптических элементов (видений); к ним исследователи относят также «Житие Василия Нового» и «Житие Андрея Юродивого, «Видение монахини Анастасии» и др. Текст «Космы монаха видение» особо близок по содержанию к «Житию Василия Нового», в «Космы монаха видении» кратко повествуется о сюжетах, которые в этом Житии обсуждаются подробно: посмертный путь души (ср. мытарства Феодоры), посещение праведников и грешников (ср. так называемое малое и большое Видения Григория). Наконец, в обоих текстах есть сходные мотивы, связанные с дворцовой жизнью Константинополя. Причиной усиления интереса к данной тематике послужило напряжённое ожидание конца света, который, по различным расчётам, должен был наступить в середине VII тыс. от сотворения мира, т.е. в конце Х в. В византийской традиции исследователям известно, по крайней мере, две версии «Космы монаха видение» – пространная и краткая. Пространная версия, находящаяся в девяти рукописях, опубликована Х. Ангелиди. В двух рукописях «Космы монаха видения» инкорпорировано в состав других текстов: «Луга Духовного» в рукописи XIV–XV вв. и «Лавсаика» в рукописи 992 г. Краткая версия входит в состав византийского стишного Синаксаря. В отличие от пространной в ней опущены пролог, эпилог и название монастыря Пресвятой Богородицы. Однако в ней сохранилось упоминание названия расположенного неподалёку Траянова монастыря.

 



 
PR-CY.ru