КОРНИЛИЙ СОТНИК - Страница 3

Желавший как можно точнее изобразить святого, но не имевший представления, как он выглядел, Енкратий пришёл в уныние, возроптал на епископа и позволил себе сказать бранные слова в адрес Корнилия Сотника. Тотчас иконописец упал с лестницы и лежал бездыханным, а его рот наполнился червями. Святой, проявив милосердие к Енкратию, явился ему во сне и, обуздав его неумеренный язык, не только исцелил иконописца, но и открыл ему свой образ. Исследователи полагают, что на основе книги «Деяния святых апостолов» возникла традиция называть Корнилия Сотника епископом Кесарии Палестинской: в сборнике «Апостольские постановления» (около 380 г.), авторство которого приписывается Римскому епископу Клименту, говорится, что Корнилий занял епископскую кафедру в Кесарии после Закхея. Почитание святого в этом городе было распространено уже в IV в. (по сведениям анонимного паломника из Бурдигалы, в 333 г. в Кесарии находилась купальня Корнилия Сотника, от которой происходили многие исцеления); в конце IV в. святая Павла видела здесь перестроенный в церковь дом святого, куда, согласно сказанию из дометафрастовского «Минология», изданного Франсуа Алькеном по рукописи из афонского монастыря Филофей (XI в.), была перенесена десница Корнилия Сотника. Исследователи полагают, что к середине VI в. получило распространение предание, что Корнилий Сотник не только был крещён, но и принял мученическую кончину в Кесарии, где паломник из Пьяченцы (около 570 г.) видел могилу святого. Традиция почитания Корнилия Сотника как епископа Кесарии Палестинской была воспринята на Западе: в мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда, Ноткера Заики), в «Перечне святых» Петра Наталиса (ум. не позднее 1406 г.), а также в «Римском Мартирологе» (1580 гг.) память святого, названного епископом, указана под 2 февраля. В современном «Римском Мартирологе» память Корнилия Сотника отмечена под 20 октября. В византийских Синаксарях, где память святого обозначена под 13 сентября вместе с памятью мучеников Димитрия, Еванфии и Димитриана, либо отдельно под 11 сентября, Корнилий Сотник не назван епископом: в сказаниях говорится, что после крещения он был поставлен во главе Скепсиса апостолом Петром (или апостолами Петром и Тимофеем). В «Минологии императора Василия II» (первая четверть XI в.) сказание о святом помещено под 20 октября, здесь Корнилий Сотник назван епископом Скамандра. Под этим же числом его память отмечена в «Типиконе Великой церкви», при этом в списке из монастыря Честного Креста в Иерусалиме Корнилий Сотник упоминается как мученик. Память Корнилия Сотника значится в копто-арабском календаре Абу-ль-Бараката (XIV в.) под 29 кихака (25 декабря) и 23 хатура (19 ноября). На грузинском языке сохранились две версии метафрастической (расширенной) редакции «Жития» Корнилия Сотника и синаксарное сказание о нём. Первая версия была переведена на грузинский язык в XI в. Феофилом Хуцесмоназони (рус. – Иеромонах), насельником грузинского Иверского монастыря на Афоне, и сохранилась в коллекции монастыря в рукописи того же века. Вторая версия дошла в рукописи XVI в. и была издана. Обе расширенные версии находятся под 13 сентября. Синаксарное сказание было составлено в XI в. Георгием Святогорцем, также подвижником Иверского монастыря, и включено под 20 октября в сборник «Великий Синаксарь», который сохранился в рукописях того же века в скрипториях разных монастырей.

 



 
PR-CY.ru