КАИАФА

КАИАФА (конец I в. до н.э. – середина I в. н.э.; правление около 18 – около 36 гг. н.э.) – первосвященник времён Иисуса Христа, принимавший, по свидетельству Евангелий, активное участие в Его осуждении. Сведения о Каиафе, зафиксированные в других источниках, немногочисленны. Иосиф Флавий сообщает, что Валерий Грат, пятый наместник Иудеи, «сместил первосвященника Анана и поставил на его место Исмаила, сына Фаби. Впрочем, спустя немного времени он уволил и Исмаила и назначил на его место Элеазара, сына первосвященника Анана. По прошествии года он удалил и его и передал этот пост Симону, сыну Камифа. Однако и последний удержался не больше года, и преемником его был назначен Иосиф, прозванный также Каиафой». То обстоятельство, что Иосиф отмечает нестабильность первосвященнической власти, обострило внимание исследователей к личности Каиафы и причинам его продолжительного правления. В Евангелиях Каиафа упоминается в связи с двумя обстоятельствами: для установления хронологических рамок повествования (Лк. 3:1–2) и для прояснения его роли в истории осуждения Иисуса Христа (у всех евангелистов). Степень участия Каиафы в суде в Евангелиях представлена по-разному. Все синоптические Евангелия приводят решающий вопрос Каиафы, обращённый к Иисусу: «...Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф. 26:63; «…Сын Благословенного» (Мк. 14:61); «Ты ли Христос?» (Лк. 22:67)). В ответ на утвердительные слова Иисуса Христа Каиафаа разрывает свои одежды, и все присутствующие признают Иисуса повинным смерти (Мф. 26:64–66; Мк. 14:62–64). В Мф. 26:3 имя Каиафы упомянуто в связи с местом проведения совещания против Иисуса Христа: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафа». Упоминание слова «первосвященник» во множественном числе позволяет исследователям видеть здесь конкретное указание на бывшего первосвященника Анну (Ханана) и действующего первосвященника Каиафа, однако повтор слова «первосвященник» (с пояснением «по имени», так, как будто о нём говорится в первый раз) позволяет исследователям допустить, что выражение «первосвященники и книжники и старейшины» – общая формульная фраза, служащая для обозначения еврейской духовной элиты. Акцента на особой роли Каиафы в повествовании не делается. В Мф. 26:65–66 первосвященник не называется по имени; таким образом, для евангелиста важны сам суд и его последствия, а не роль конкретного человека, Каиафы, в деле осуждения Иисуса. Евангелист Лука упоминает Анну и Каиафу вместе, именуя их обоих первосвященниками, несмотря на то что во время евангельских событий Анна не мог выполнять это служение. Он был отстранён от должности около 15 г. н.э. Исследователи полагают, что Анна продолжал оказывать активное влияние на религиозную политику в Иудее. Пять из его сыновей занимали в течение короткого времени должность первосвященника, а Каиафа, согласно Евангелию от Иоанна, был зятем Анны (Ин. 18:13). В Евангелии от Иоанна исследователям интересно замечание евангелиста о том, что Каиафа был первосвященником «на тот год» (Ин. 11:49, 51): Евфимий Зигабен увидел в этом уточнении скрытое обличение нарушения закона, который предписывал избирать первосвященника пожизненно. Выражением «на тот год» евангелист мог пытаться «гармонизировать» предание о двух первосвященниках времени Иисуса Христа, полагая, что каждый год Анна и Каиафа по очереди сменяли друг друга на посту первосвященника.

 



 
PR-CY.ru