КАЗАКОВ (Козаков) Матвей Фёдорович - Страница 3

В большинстве крупных самостоятельных работ мастера в 1770–1780 гг. много стилистических и типологических заимствований из этого издания. Влияние «вкуса Неффоржа» на творчество М.Ф. Казакова ослабевает лишь к 1790 гг., когда из Санкт-Петербурга дошли веяния строгого классицизма и «неиспорченного» палладианства в трактовке Джакомо Антонио Кваренги. В период работы М.Ф. Казакова в Экспедиции Кремлёвского строения была начата постройка Владимирской церкви в Виноградове (ныне в черте Москвы; 1772–1777 гг.). Необычный храм приписывают (без достоверных документальных подтверждений) то В.И. Баженову, то М.Ф. Казакову. Исследователи предполагают, что проект исходил из круга архитекторов Экспедиции Кремлёвского строения но главным прототипом для треугольного со скруглёнными углами плана церкви был увраж Ж.-Ф. Неффоржа с проектом «храма войны». В то же время план церкви имеет аналогию в трактате Леонардо Кристофа Штурма, посвящённом храмовой архитектуре и известном М.Ф. Казакову ещё со времени учёбы в школе Д.В. Ухтомского. Суховатый декор барабана церкви в Виноградове напоминает исследователям другой неффоржевский проект собора. Храм в Виноградове был обобщённо повторен в треугольной московской церкви великомученика Георгия на Всполье (1779–1788 гг., не сохранилась), также безосновательно приписанной В.И. Баженову и имеющей немало копий в провинции, в частности, в Ярославской и Костромской областях, например, Казанская церковь в селе Иванкове (Угличского района Ярославской области, 1802 г.); Воскресенская церковь в урочище Валуеве близ деревни Повалихино (Чухломского района Костромской области, 1803–1808 гг.) и др. Треугольная или трёхосно-центрическая форма плана в разных вариациях была использована М.Ф. Казаковым в таких проектах, как проекты Сената и церкви во имя святых Космы и Дамиана на Маросейке. К 1774 г. относится первая крупная самостоятельная работа М.Ф. Казакова – постройка временного Пречистенского дворца для императрицы Екатерины II. Поскольку московские дворцы находились в неудовлетворительном состоянии, было принято решение для пребывания императрицы в Москве (в связи с празднованием в 1775 г. Кючюк-Кайнарджийского мира) приспособить под дворец жилые дома князя Михаила Михайловича Голицына (ул. Волхонка, 14) и князя Владимира Сергеевича Долгорукова (ул. Волхонка, 16). Строительство было поручено Экспедиции Кремлёвского строения, рекомендовавшей М.Ф. Казакова, который виртуозно справился с задачей соединения разновременных построек в единый комплекс зданий. Строительство было выполнено в рекордно короткие сроки (сентябрь-декабрь 1774 г.). В помощь М.Ф. Казакову были командированы опытный архитектор Карл Иванович Бланк (он создал подвесную конструкцию перекрытия тронного зала), четыре ученика и четыре помощника архитектора. Дворец состоял из нескольких частей. Два каменных дома (оба в глубине квартала), в одном из которых разместилась императрица, в другом – наследник, были соединены крупным деревянным объёмом (по линии улицы) с парадными залами и церковью. Сохранились подписные чертежи М.Ф. Казакова: план и разрез дворца, а также интерьер церкви. В основе композиции небольшого пространства лежала полукруглая колоннада за алтарём (наподобие деамбулатория), сочетающаяся с триумфальной аркой, фланкированной колоннами. Пространство алтаря было открыто в храм. Перед алтарём помещался низкий иконостас с двумя иконами местного ряда и царскими вратами, завершёнными медальоном-тондо и фланкированными двумя фигурами коленопреклонённых ангелов.

 



 
PR-CY.ru