КАЗАКОВ (Козаков) Матвей Фёдорович - Страница 13

Среди провинциальных храмов исследователям наиболее известны церковь святого Иоанна Предтечи в Белозерске (1810 г.), также без особых оснований, по мнению исследователей, атрибутируемая В.И. Баженову, Никольская церковь в селе Растворове (Мещовского района Калужской области, 1800 г.), Покровская церковь в селе Морозовы-Борки (Сапожковского района Рязанской области, 1817 г.) и др. В приходской церкви во имя Космы и Дамиана на Маросейке, построенной по заказу Михаила Родионовича Хлебникова в 1790–1803 гг., М.Ф. Казаков совместил в одном здании, казалось бы, несовместимое – центрическую и продольную ориентации плана. Композиция, построенная на основе 3-осноцентрического плана, составлена из четырёх разновысоких ротонд: храма, алтаря и двух приделов, слитых воедино с небольшой прямоугольной трапезной и двухъярусной колокольней с цилиндрическим ярусом звона. Затейливая и в то же время очень лаконичная по формам архитектура, выразительность которой построена на игре гладких округлых объёмов, породила массу повторений в провинции. Строительство таких храмов, как Никольская церковь в селе Карачарове (Волоколамского района Московской области, 1795 г.), церкви великомученика Димитрия Солунского в деревне Шимоново (Можайского района Московской области, 1800–1805 гг.), Смоленская церковь в деревне Кочемли (Кашинского района Тверской области, 1791–1798 гг.), церкви Спаса Нерукотворного в селе Протасьев Угол (Чучковского района Рязанской области, 1792–1795 гг.) и др., иногда пытались приписать М.Ф. Казакову, что, однако, не нашло документальных подтверждений. Наиболее вероятным авторским повторением храма на Маросейке (довольно обобщённым) исследователи считают Вознесенская церковь в Коломне (1792–1808 гг.). В 1794–1801 гг. была построена церковь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в Казённой слободе (пересечение улиц Покровка и Земляной Вал; не сохранилась). Архитектором этого храма традиционно принято считать М.Ф. Казакова. Сложный в плане центрический объём представлял собой трёхсветный четверик со срезанными углами, по длинным сторонам которого крестообразно расходились равновысокие притворы. Объём завершался пологим куполом со световой главкой, прорезанным восемью крупными арочными люкарнами под треугольными сандриками. Схожее решение купола было у церкви во имя святителя Филиппа, Московского митрополита. С востока выступала пониженная апсида, с запада примыкала ещё более низкая трапезная (очевидно, поздняя). Отдельно стоящая колокольня была через дорогу от храма. В целом довольно громоздкий объём был сплошь покрыт ленточным рустом, придававшим храму непривычный вид. В декоре не было ордера. Небольшие окна в срезанных углах четверика и на стенах апсиды почти терялись на фасадах. Лишь торцы ветвей креста выделялись огромными полуциркульными окнами верхнего света и треугольными фронтонами. Необычная архитектура храма носила ярко выраженный компилятивный характер. Исследователи полагают, что за основу было взято несколько разных проектов. В этой связи исследователи упоминают два провинциальных храма, явно построенных столичными мастерами и напоминающими архитектуру церкви в Казённой слободе: Никольская церковь (1792 г.) в усадьбе Николо-Прозорово Мытищинского района Московской области, а также церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Салтыкове (Кашинского района Тверской области, 1791–1806 гг.). Исследователи отмечают, что при несхожести композиций этих построек везде использован почти одинаковый набор структурных и декоративных элементов. Практически идентичны своеобразные решения куполов с арочными люкарнами, что заставляет исследователей предполагать наличие одного источника.

 



 
PR-CY.ru