КРАТИМА

КРАТИМА – византийский музыкальный термин. I. Ритмико-динамический знак византийской нотации, в её средневизантийской разновидности обозначающий звук с продлённым звучанием и определённым акцентом. Первоначально кратима представляла собой лигатуру из двух знаков – дипли и петасти; с её названием связаны, как полагают исследователи, буквенные обозначения «κρ» (каппа-ро) и «κ» (каппа) в рукописях с так называемой шартрской разновидностью ранневизантийской нотации, лигатура дипли-петасти использовалась и в её так называемой куаленской разновидности. Исследователи полагают, что кратиму следует идентифицировать с составной невмой, называемой большая кратима; оба термина исследователи встречают в самом раннем трактате по византийскому пению – «Агиополите». Кратима использовалась в числе знаков средневизантийской нотации в соответствующих каталогах невм и учебных песнопениях, приписываемых Иоанну Глике и преподобному Иоанну Кукузелю. Другие лигатуры с кратимами в средневизантийской нотации упоминаются в трактатах «Пападики» и каталогах невм. II. Раздел песнопения, состоящий из вокализов (распеваемых слогов) в поздневизантийском калофоническом пении. Эти кратимы появляются в отдельных рукописях XIII в. в качестве мелодических тропов, присоединённых к каденциям стихир. Позднее они развились в более самостоятельную певческую форму; комплекты таких кратим иногда помещали в отдельный сборник, называемый Кратиматарий. Музыкальный стиль кратим часто предполагает наличие образцов медленных восходящих или нисходящих движений, подобных секвенциям, а также восходящих и нисходящих скачков на кварту или квинту, напоминающих звучание фанфар. Поздневизантийские мелурги находили в кратимах возможность создания музыкальных форм, не зависимых, как полагают исследователи, от традиционных музыкальных жанров; в то же время мелодический материал кратим в определённой степени имеет общие черты со стилем традиционных мелизматических жанров кафедрального богослужения, записывавшихся в книгах Псалтикон и Асматикон. Поздневизантийские мелурги часто оставляли уже имеющиеся в песнопениях кратимы без изменений, но добавляли новые кратимы в иной «срез» калофонической ткани, вследствие чего песнопения продолжали «расти». Переписчики часто выписывали кратимы, принадлежащие определённым мелургам, отдельно от оригинальных песнопений и давали им особые названия: «инструментальная», «фессалийская», «персидская», «виола», «колесо прялки» и т.п., поскольку в этом случае произведения уже нельзя было идентифицировать по традиционным инципитам песнопений.

 
PR-CY.ru