КСЕН КОРОНИС

КСЕН КОРОНИС (конец XIII – середина XIV вв.) – монах, протопсалт, византийский мелург периода распространения калофонического пения. Исследователи полагают, что его имя (означающее «чужеземец») и прозвище указывают на происхождение из города Корони (полуостров Пелопоннес). В самой ранней певческой рукописи, в которой упоминается его имя, «Аколуфии» (1336 г.), и в «Пападики» (середина XIV в.) Ксен Коронис назван лампадарием. Однако чаще всего он обозначается как «протопсалт Святой Софии», или «протопсалт Великой Церкви», или «протопсалт честнóго царского клира», из чего исследователи сделали вывод, что бóльшую часть жизни мелург провёл в Константинополе. Наряду с Иоанном Кукузелем Ксен Коронис считается учеником протопсалта Иоанна Глики, о чем исследователи судят по ремарке и иллюстрации с подписями в Пападики второй половины XIV в. («начало с Богом Святым великой вечерни… содержит же древние и новые аллагмы различных авторов, знаменитого протопсалта Глики и его последователей и учеников кир Ксена, протопсалта Корони, и Пападопула кир Иоанна и маистора Кукузеля»). Мануил Хрисаф считал, что Ксен Коронис был немного моложе Иоанна Кукузеля. По наблюдению Н. Морана, крест на головном уборе (скиадионе) Ксена Корониса, изображённый на миниатюре в рукописи, может указывать на титул «крестоносца», являвшийся принадлежностью некоторых должностей Великой церкви. Уточнить время деятельности Ксена Корониса исследователи могут, исходя из факта написания им мелоса для «умилительного» тропаря-пятнадцатисложника, сочинённого патриархом Исидором I Вухиросом (17 мая 1347 г. – после февраля 1350 г.). Исследователи полагают, что в конце жизни Ксен Коронис принял монашеский постриг с именем Ксенофонт, что следует из ремарки рукописи: «Сочинение кир Ксена Корониса и лампадария, во святой и ангельской схиме переименованного в Ксенофонта…» (вторая половина XIV в.). Указания на его монашеское имя есть также в ряде рукописей XVIII в. (1728 г. – здесь он упоминается как «протопсалт Святой Софии, впоследствии же в ангельской схиме Ксенофонт», 1750–1770 гг.). Исследователям известно, что у Ксена Корониса были брат монах Агафон Коронис, также мелург и, возможно, писец двух датированных немузыкальных рукописей 1337 и 1345 гг., и сын Мануил, мелург и протопсалт. В рукописях исследователи встречают высокие оценки творчества Ксена Корониса. Например, его последователь лампадарий Иоанн Клада (вторая половина XIV – начало XV вв.) написал хвалебные стихи на «метод кратим» Ксена Корониса, в которых отметил его искусность (1767–1770 гг.). Исследователи встречают также такие характеристики этого мелурга, как «удивительный» (конец XV в.), «сладкий» (конец XVII – начало XVIII вв.), «учитель учителей» (1734 г.). В так называемом каталоге мелургов в рукописи начала XIX в. он назван «искуснейшим и упоительным». Ксен Коронис создал многочисленные сочинения в различных жанрах: аллилуиарии на разные гласы, стихи полиелея, аниксандарии, причастны, стихиры (в том числе матимы), херувимские песни, кратимы, которые распространялись в рукописной традиции второй половины XIV – XIX вв. Одну из рукописей (1453 г.) исследователи называют «собранием сочинений» Ксена Корониса, поскольку здесь его творчество представлено в наиболее полном виде. Исследователям известны «экзегезисы» отдельных сочинений Ксенаа Корониса, выполненные Петром Пелопонесским, например, Трисвятое на второй глас (1790–1800 гг., 1811 г.). Многие из его сочинений в первой трети XIX в. были переведены в нотацию Нового метода хартофилаксом Хурмузием. Сохранились дидактические сочинения Ксена Корониса: методы ихим, кратим, «ненанизмат» и «теретизмат», метрофонии и Стихираря.

 
PR-CY.ru