КЛИМЕНТ, Тризна - Страница 2

Исследователи полагают, что Климент стремился заручиться их поддержкой перед предстоявшей поездкой к королевскому двору для получения разрешения на хиротонию. Впоследствии Михаил Клеофас Огинский, уже став литовским канцлером, предпринимал попытки добиться утверждения Климента в сане епископа Белорусского, но тщетно, поскольку этому противодействовала Римская курия (Конгрегация пропаганды веры характеризовала Климента как «закоренелого схизматика»). В 1680–1686 гг. Климент управлял православной церковью в Великом княжестве Литовском. После безрезультатного Люблинского собора по инициативе Климента 19 августа 1681 г. в Новом Дворе было проведено совещание делегатов православных братств и представителей монастырей во главе с уполномоченным от единственного тогда православного архиерея в Речи Посполитой – Луцкого епископа Гедеона (Святополк-Четвертинского), на котором обсуждалось, как следует действовать в случае, если снова встанет вопрос о созыве объединительного съезда. Климент на совещании отсутствовал; в нём приняли участие среди прочих два посла от Виленского братства и буйничский игумен Иосиф (Хозеревский?), представитель наместника Белорусской кафедры Сильвестра Волчанского. Было принято решение отстаивать на съезде (если он состоится) интересы православной церкви и с этой целью направить послов на сейм Речи Посполитой, оказать помощь пострадавшему от гонений со стороны католиков Виленскому братству; говорилось о необходимости постоянных контактов между Климентом и епископом Гедеоном (Святополк-Четвертинским). В качестве управляющего Белорусской епархией Климент пытался заручиться поддержкой России. Униатский митрополит Лев Кишка сообщал о том, что в 1681 г. было приказано схватить Климента и посадить в Мальборкский замок за переписку с Москвой. В январе 1685 г. Климент отправил к Смоленскому митрополиту Симеону (Милюкову) из литовских православных обителей (виленского Свято-Духова монастыря и приписных к нему Кронской Троицкой и Евейской Успенской обителей) десять кандидатов на поставление в диаконы и иереи. В послании к митрополиту Симеону (Милюкову) Климент, называя себя блюстителем Белорусской епархии, сообщал о бедственном положении православных в Речи Посполитой (Российский государственный архив древних актов). Климент до самой кончины отказывался перейти в унию и не получил разрешения от короля на епископскую хиротонию. В июле 1686 г. делами Белорусской епархии ведал Сильвестр Волчанский (исследователи полагают, что к этому времени Климент скончался).



 
PR-CY.ru