КОРНУТ, Курнут - Страница 2

Ранние изображения Корнута связаны с его почитанием как епископа Икония и встречаются в росписи ряда каппадокийских храмов, чаще всего в апсиде: в церкви свтой Варвары в Соганлы (начало или первая четверть XI в.) и во втором слое росписи апсиды Карабаш-килисе в Соганлы (XIII в.), причём образ Корнута включён в ряд Константинопольских святителей, а также в поперечном проходе в восточной части Новой церкви Токалы-килисе в Гёреме (950 или 960 гг.). Он изображён седовласым старцем в одеждах, подобающих сану, – фелони, с омофором. Этот тип иконографии сохранялся и в последующих памятниках, главным образом, минейного типа, однако они немногочисленны, поскольку для календарных циклов предпочтительным стало изображение священномученика Автонома, епископа Италийского, чья память приходится также на 12 сентября. Сохранившиеся изображения Корнута представляют святого не единолично, а в сценах мучения. Так, на миниатюре в «Минологии императора Василия II» (первая четврть XI в.) и в настенных минеях в росписи притвора церкви святых Апостолов в Пече (1561 г.) изображено усекновение главы Корнута: святой простёрт на земле, над ним палач, вынимающий меч из ножен (во втором случае – заносящий меч над головой святого). На миниатюре Корнут облачён в тёмную фелонь, которая покрывает сложенные в молении руки; на фреске он также в фелони, но с омофором. Ещё одна сцена мученичества сохранилась в уникальном по составу изображений и по расположению минейном цикле в росписи нартекса церкви Святой Троицы монастыря Козия (между 1390 и 1391 гг.) – святого без одежд тянут за связанные тонким прутом ноги. Рассказ об этом истязании содержится в Житии Корнута, что даёт исследователям основание идентифицировать изображённого здесь мученика как Корнута, несмотря на то что фрагментарно сохранившаяся надпись может быть реконструирована как имя священномученика Автонома, епископа Италийского (память 11 сентября). В описании святого под 12 сентября в подлинниках сводной редакции (XVIII в.) о Корнуте сказано: «…Сед власы и стар», внешность уподобляется облику священномученика Власия Севастийского (прорись с изображением Корнута в лицевой части подлинника Сергея Тихоновича Большакова не представлена). В руководстве для иконописцев Виктора Доримедонтовича Фартусова даётся более пространная характеристика облика Корнута: «…Маститый старец римского типа с большой седой бородой и седыми же волосами, в фелони и омофоре» (составитель руководства рекомендует писать у святого хартию с текстом по Житию: «Дерзновенно христианина себе исповеда, нарек единаго Господа Бога Иисуса Христа истинна суща, и всея твари Творца»).



 
PR-CY.ru