КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА Елизавета Юрьевна - Страница 2

В 1927 г. разошлась с мужем и полностью окунулась в литературную, социальную, исследовательскую, просветительскую и благотворительную деятельность; в 1931 г. стала секретарём «Русского студенческого христианского движения», работала с эмигрантами из России в Гренобле, Монпелье, Ницце, Марселе, Лионе, Тулузе и Эльзас-Лотарингии, проводила занятия с молодёжью, организовывала школы для детей; сотрудничала с журналами «Современные записки», «Воля России», Русские записки», «Новый град», «Путь», газетами «Последние новости» и «Дни». С 1931 г. проводила съезды русских, оторванных от родной культуры, под девизом «Россия и мы» с обсуждением проблем на родине и осмыслением будущего России, кризиса её культуры и церкви. В 1932 г. расторгла церковный брак со вторым мужем и приняла монашеский постриг от главы Русской православной церкви за границей митрополита Евлогия (Георгиевского). Ёе четвёртый сборник стихов вышел в 1937 г. в Париже, а в годы оккупации, принимая активное участие во французском Сопротивлении, она создала драму-мистерию «Солдаты», интермедию «Семь чаш», поэму «Духов день», но все они вышли уже посмертно. Участвуя во французском Сопротивлении, укрывала беглых военнопленных и партизан, спасала от гибели евреев и переправляла их в безопасные районы. Православный приход Рю де Лурмель, в котором трудилась Е.Ю. Кузьмина-Караваева, попадал под пристальное наблюдение гестапо, в феврале 1943 г. мать Мария была арестована, её отправили в форт Ромэнвиль, затем концлагерь Компьен (Франция) и концлагерь Равенсбрюк. Здесь она проводит два года, участвует в подпольной организации узников лагеря, и 31 января 1945 г., за два дня до начала освобождения заключённых Красным Крестом, по собственной воле заменяет при отправке в газовую камеру одну из узниц, став одной из самых легендарных личностей Второй мировой войны. Н.А. Бердяев писал в статье, посвящённой её памяти: «Мать Мария была одной из самых замечательных и одарённых русских женщин. Она характерна для своей эпохи и отражала самые характерные её течения. Она была новой душой». При этом Н.А. Бердяев особо отметил: «Была ещё одна черта, которая играла огромную роль и с которой связана её гибель. У неё была страстная любовь к России и русскому народу. Последний период её жизни, период войны, был весь окрашен в цвет страстного патриотизма». В январе 2004 г. произошло ещё одно событие, прославившее имя русской поэтессы-монахини: Синод Вселенского Патриархата в Константинополе причислил её к лику святых.



 
PR-CY.ru