КУЛЬТ КАК ТИП РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

КУЛЬТ КАК ТИП РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (лат. «cultus» – «уход», «почитание») – в начале – середине XX в. термин «культ» широко использовался для обозначения определённого типа религиозных групп. В протестантской теологии культы фактически наделяются всеми признаками сект и характеризуются как обособленные группы, существенно отклоняющиеся от основополагающих вероучительных доктрин ортодоксального христианства. В качестве характерной черты культа исследователи называют провозглашение и почитание его основателя в качестве божества или мессии, который принёс в мир новое, единственно истинное учение. В социологии религии представления о культе как типе религиозных объединений разрабатывались Максом Вебером и Эрнстом Трёльчем. Макс Вебер рассматривал культы как антирационалистические, мистические разновидности религиозных образований. Эрнст Трёльч дополняет предложенную Максом Вебером классификацию: церковь – секта – третьим типом религиозных организаций – культом, под которым он понимает протестантские мистические группы. В работах американского социолога религии Гэри Стэнли Беккера культ определяется как аморфный, слабо структурированный тип религиозных групп, последователи которого характеризуются личностными экстатическими переживаниями, гипертрофированной верой в спасение, телесное и физическое исцеление. Английский социолог религии Джон Милтон Йингер считает культами небольшие, часто имеющие локальное распространение, «недолговечные» группы, возглавляемые харизматическим лидером (см. Харизма). Английский исследователь новых религиозных движений Джон Нельсон Дарби видит различие сект и культов в том, что если секты заявляют о своём стремлении усовершенствовать религиозную традицию, в недрах которой они зародились, то культы такую традицию отвергают. Для таких движений не важна преемственность с существующими религиями, они не ищут в такой преемственности своей легитимизации. В отечественной религиоведческой литературе и социологии религии термин «культ» применяется для обозначения достаточно различных образований. Это может быть и малая религиозная группа, без жёсткой иерархической структуры, возглавляемая харизматическим лидером. В то же время к культу относятся группы, члены которых объединены чисто духовными отношениями и не связаны с группой организованно, дисциплиной, обязательствами. Примерами таких культов исследователи называют спиритуализм, движение трансцендентальной медитации. В публикациях оппонентов новых религиозных движений термин «культ» наполняется негативным содержанием, используется в словосочетаниях «деструктивные и тоталитарные культы».

 
PR-CY.ru