КОНСТИТУЦИЯ ПАСТЫРСКАЯ - Страница 2

По этой причине церковь увещает всех людей, чтобы в таком духе семьи сынов Божьих они преодолевали все разногласия между народами и расами и сообщали внутреннюю крепость законным человеческим объединениям... И самое пламенное её желание – это служить на благо всем, развиваться свободно при всяком строе, признающем основные права личности и семьи и требования общего блага. «Пастырская конституция “Радость и надежда” о церкви в современном мире» – не единственный соборный документ, в котором изложено социальное учение католической церкви. В состав этого учения входят также «Декларация о религиозной свободе» и «Декрет о средствах социального сообщения». Так, например, «Декларация о религиозной свободе» посвящена не только проблеме религиозной свободы, но и проблеме свободы вообще. Она обращает внимание на основания свободы, заключённые в личном достоинстве человека, вечном законе и в откровении, подразделяя их на естественные, разумные и богооткровенные. «Декрет о средствах социального сообщения» подчёркивает важное значение для общественной жизни быстро развивающихся в последнее время технических средств коммуникации. С одной стороны, в нём указывается на опасности, возникающие с развитием этих средств, а с другой – подчёркивается, что благодаря наличию средств коммуникации полнее может быть реализовано право человека на информацию, которое, в конечном счёте, содействует формированию общественного мнения, имеющего огромное воспитательное значение. Помимо названных документов второго Ватиканского Собора социальное учение католической церкви излагается также в социальных энцикликах ряда Римских пап. Исследователи различают два аспекта: формальный и содержательный. В формальном отношении документы второго Ватиканского Собора – это официальная социальная доктрина католической церкви, а энциклики – это часть повседневного учения церкви. В содержательном – документы Собора и социальные энциклики весьма близки друг другу, что обусловлено их семантической преемственностью. Среди послесоборных энциклик исследователи отмечают лишь энциклики Павла VI «Populorum progressio» и Иоанна Павла II «Centesimus annus». Так, в энциклике «Populorum progressio» Павел VI заостряет внимание на проблеме отношений между отсталыми (странами «третьего мира») и высокоразвитыми странами, прежде всего, в экономическом плане. Он подходит к этой проблеме не с точки зрения необходимости расплаты за прошлое, подсчёта нанесённого вреда или полученных выгод, а с позиции социальной справедливости в мировом масштабе и угрозы, которую несёт с собой создавшееся положение вещей как для каждого человека и отдельных народов, так и для всего человечества.

 



 
PR-CY.ru