КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА

КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА – общее название лирических и повествовательных произведений западноевропейской литературы XI–XV вв., которые опираются на представление о куртуазности как основе поведения рыцаря и отражают систему ценностей рыцарского сословия. Кодификация понятия «куртуазность» происходит во второй половине XII в. (трактат Андрея Капеллана «О любви», около 1186 г.). В XI в. в Провансе возникают лирические жанры куртуазной литературы, которые сочиняли трубадуры. В XII в. куртуазная лирика появилась на севере Франции (здесь её создавали труверы) и в Германии (поэзия миннезингеров); там же возник куртуазный рыцарский роман. Образцы куртуазной литературы создавались также в Англии, Италии, Дании, Чехии. Начиная с XIII в. появились авторы из городского сословия, переосмыслившие куртуазную традицию (возвышенная любовь начала уступать место плотской). К концу XIV в. традиция куртуазной литературы постепенно угасает, и в XV в. куртуазные ценности подверглись трансформации или пародиям (роман Антуана де Ла Саля «Маленький Жан из Сантре», 1456 г.). Мировоззрение куртуазной литературы исследователи характеризуют, прежде всего, изменением индивидуального самосознания. Героический эпос обращается к чести известного коллектива: рыцарь обладает честью лишь как участник чести своего рода (geste-parenté) и чести своего сеньора; в противном случае он становится изгоем (faidit). И герой этого эпоса (например, Роланд) сражается и гибнет не за свою честь, но прежде всего – за честь своего рода, затем – за честь своего племени – франков, после – за честь своего сеньора, и, наконец, – за честь Бога христианской общины. На столкновении интересов различных коллективов (например, на противоречии чести рода и требований вассальной верности) строится конфликт в героическом эпосе: личный момент отсутствует. Иначе обстоит дело в куртуазной литературе. В центре куртуазного романа стоит героическая личность – воспитанный, мудрый и справедливый рыцарь, совершающий в далёких полусказочных странах небывалые подвиги в честь дамы сердца. Мощь родового союза сведена на нет, герой куртуазного романа часто не знает точно своего рода-племени (воспитанный в семье вассала Тристан, выросший в лесу Парсифаль, взращённый девой озера Ланселот); да и сеньор с его двором – лишь отправной и конечный пункт для похождений героя. В центре куртуазной системы ценностей стояло понятие «куртуазной (изысканной, возвышенной) любви» (выражение «fin’ amors» впервые появляется в провансальской литературе XII в.), понимаемой как бескорыстное служение Даме («Донне», т.е. «госпоже», от лат. «domina»), которое требует от рыцаря постоянного нравственного самосовершенствования. Любовные отношения нередко описывались в куртуазной литературе в тех же терминах, что и феодальное служение вассала сюзерену. Лирические жанры куртуазной литературы выработаны в провансальской литературе трубадурами или труверами: канцона (любовное стихотворение изысканной формы); сирвента (размышления на моральные, политические темы); плач (стихотворение, передающее печаль поэта по поводу смерти какого-либо человека); тенцона (спор, диалог); пасторелла (описывает любовь рыцаря и пастушки на фоне природы); альба (воспевается расставание влюблённых утром после тайного свидания) и др.

 



 
PR-CY.ru