«КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА» - Страница 3

Как пишет современный итальянский канонист Либеро Джероза, «в материальном аспекте Кодекс 1983 г. … представляет, в сравнении с Кодексом 1917 г., два важнейших новшества… Первое новшество заключается в том факте, что новую кодификацию церковных законов направляет, в первую очередь, уже не стремление к рациональной формулировке и систематизации канонических норм, а скорее стремление развить эти нормы в их связи с содержанием веры. Таким образом, принцип теологической точности превалирует над принципом точности юридической. Второе новшество – изменение идентичности основного субъекта всей церковно-правовой структуры. Отныне уже не духовное лицо, но Christefidelis, то есть верующий, становится главной фигурой, стоящей за фигурами мирянина, священника и монашествующего». «Кодекс канонического права» 1983 г., равно как и «Кодекс» 1917 г., не включает в себе право униатских церквей, но уже в 1929 г. папа Пий XI учредил Комиссию кардиналов по подготовке Восточного кодекса канонического права, в 1939 г. её сменила Папская комиссия по редактированию Восточного кодекса канонического права. В 1943 г. был опубликован проект Кодекса, новая редакция проекта вышла в 1945 г. Затем последовала новая редакционная работа над проектом. С 1948 по 1957 гг. публиковались отдельные его разделы. Идеи второго Ватиканского собора побудили существенно пересмотреть саму концепцию Восточного кодекса. Собор подчеркнул ранее чуждую латинской экклезиологии мысль о равном достоинстве восточных (униатских) церквей с церковью латинского обряда. В 1972 г. Павел VI образовал Папскую комиссию по пересмотру Восточного кодекса канонического права. Работа над Кодексом была завершена в 1991 г., когда был официально издан «Кодекс канонов восточных церквей» («Codex canonum ecclesiarum orientalium»). Право униатских церквей формально признаётся в Риме имеющим одинаковое достоинство с правом церкви латинского обряда. «Отсюда, – как пишет Л. Джероза, – берёт начало образное уподобление двух систем права двум лёгким, использованное… папой Иоанном Павлом II при обнародовании “Codex canonum ecclesiarum orientalium”». Но уже то одно обстоятельство, что абсолютная власть в rатолической церкви принадлежит епископу Рима, – епископу церкви латинского обряда, устраняет и на юридическом уровне самую возможность равноправия латинского и восточных обрядов в католической церкви. Особенность «Кодекса канонов восточных церквей» в том, что он содержит только те нормы, которые действуют во всех униатских церквах. Как писал Джордж Недунгатт, «в отличие от “Codex juris canonici”, представляющего собой кодекс одной – Латинской церкви, “Codex canonum ecclesiarum orientalium” не есть кодекс Восточной церкви (в единственном числе), но кодекс, общий для 21 восточной Католической церкви».

 



 
PR-CY.ru