КЛИКУШЕСТВО - Страница 2

Наиболее ярким симптомом болезни исследователи называют припадки, наступающие обычно во время богослужения или при поднесении предметов религиозного культа. Кликуша внезапно падает на землю, бьётся и корчится, икает и кричит на разные голоса, при этом «выкликает» имя виновника порчи. Сознание во время припадка помрачено, больная мимически и пантомимически выражает то сильную тоску, то ужас, то гнев и очевидно переживает яркие бредовые положения с разнообразными галлюцинациями (большей частью зрительными и обонятельными). После припадка остается большей частью неполная или частичная амнезия, характерная для истерических затемнений сознания. Кроме судорожных подергиваний, дрожи, икоты, globus hystericus и т.п. припадок кликуш нередко сопровождается сосудодвигательными явлениями: гиперемией лица, похолоданием конечностей, потоотделением и т.д. Вне припадка кликуши обнаруживают психопатологические симптомы в форме тоски, тревожного настроения, навязчивых или бредовых мыслей о постигшей их порче или бесоодержимости, раздражительности, бессонницы, сердцебиения и пр. Проявление и распространение кликушества исследователи тесно связывают с культурной отсталостью и влиянием религии, поддерживающей суеверное представление о существовании злых духов. Склонность к заболеванию кликушеством усиливается всеми факторами, обусловливающими «психическую слабость». Сюда относятся, главным образом, нравственные потрясения, половой психотравматизм, переутомление и истощение, климактерий. Припадки кликушества ближе всего подходят к припадкам большой истерии по Жану Мартену Шарко. Их истерический характер обнаруживается, между прочим, и в их заразительности для лиц, соответствующим образом предрасположенных и подвергающихся одинаковым влияниям окружающей среды. Кликушеством страдают по преимуществу женщины, изредка заболевают и мужчины. Кликушество было распространено по всему СССР, особенно в центре и на северо-востоке. Болезнь родственна демономаниям, свирепствовавшим некогда в русских и особенно западноевропейских монастырях. Первые известия о кликушестве появились в Перми («икотницы») в XI в. В XVII в. кликушество достигает своего апогея, чему способствовало сильное обострение мистицизма и суеверий, вызванное так называемым «расколом», когда многие кликуши рассматривались как пророчицы и «страдающие за веру». В эту эпоху лицо, от которого якобы пострадала кликуша, привлекалось к суду и предавалось пытке, сама же кликуша только «отчитывалась». Одно время (указы 1715–1716 гг.) кликушество стали рассматривать как притворное беснование, имеющее целью возведение поклёпа на невинных людей. Правильный взгляд на кликушество установился только во вторую половину XIX в. под влиянием учения о функциональных нервных болезнях, в частности, учения об истерии. Население лечит кликуш отчитыванием; в медицине главное средство лечения – систематическая психотерапия, соединённая с общим просвещением больного. Профилактика кликушества сводится к поднятию культурного уровня населения и к борьбе с влиянием религиозных учений.



 
PR-CY.ru