КЛЕМАНЖ Матье Никола

КЛЕМАНЖ Матье Никола (род. в 1367 г., в латинизированной форме Clemangius, de Clemangiis) – французский богослов; с 1386 г. – профессор парижского университета, в 1393 г. – его ректор. Родился в Клеманже, в деревне Шампани. Прославившись красноречием и учёностью, Матье Никола Клеманж был назначен секретарём папского двора в Авиньоне. Когда Бенедикт XIII, в 1408 г., предал проклятию короля Карла VI, Матье Никола Клеманж, который считался автором буллы, подвергся всеобщим нападкам. Он защищался от них в особой книге, оставил Авиньон и переселился в Геную, скитался несколько лет по разным городам и, наконец, прощённый королём, провёл последние свои годы в наваррской коллегии. Матье Никола Клеманж был одним из самых резких и смелых обличителей церковных неустройств своего времени, особенно в книге «Liber de corrupto ecclesiae statu» («Книга об упадке церкви»), изданной первоначально без обозначения года и места печатания, потом несколько раз перепечатывавшейся. В своих сочинениях («Die diebus festivis», «De studio theologico», «Fragmentum descriptionis vitae tyrannicae» и др.) Матье Никола Клеманж противопоставлял ошибкам и злоупотреблениям церкви чистоту библейского учения. В сочинении «De fructu emery» он говорит о значении уединённой жизни, которая облегчает общение с Богом посредством самоуглубления, в сочинении «De fructu rerum adversarum» учит, как нужно пользоваться несчастьями для преуспевания в духовной жизни, в сочинении «De novis festivitabus non instituendis» восстаёт против слишком многочисленных праздников, которые только мешают бедным крестьянам работать и служат поводом не к молитве, а к грубым увеселениям, восстаёт также и против Житий святых, которые заставляют забывать Библию; в сочинении «De studio theologico» обращается к молодому богослову, который спросил у него совета, оставаться ли ему в университете или идти в священники (здесь автор жалуется, что богословы даже с доброй настороженностью не идут туда, где они нужнее всего – в священники к невежественным и притесняемым крестьянам). Матье Никола Клеманж внушает, что богословию нужно учиться, прежде всего, по Библии и пользоваться им как средством для проповеди живого слова Божия. С живым интересом Матье Никола Клеманж следил за движением, которое привело к Констанцскому собору; посвятил два трактата вопросу о церковных реформах, неразрывно связанному с вопросом об унии. В 1411 г. вышел трактат «De praesulibus simoniacis», рисующий порочную жизнь духовенства; затем появился трактат, всесторонне и глубоко рассматривающий бедствия церкви: «De ruina Ecclesiae» (или «De corrupto Ecclesiae statu»). В сочинении «Disputatio de consilio» Матье Никола Клеманж довольно скептически относится к Констанцскому собору, сомневается, что Святой Дух присутствовал на прежде бывших вселенских Соборах, т.к. Святой Дух не содействует людям, преследующим земные цели; Собор не составляет церкви; правда, церковь непогрешима, но она там, где Святой Дух, и один Бог знает, где Он действует, – и может быть такое время, когда «in sola potest muliercula per gratiam mnere Ecclesia» («в одной единственной убогой женщине может – по благодати – пребывать полнота церкви»). Этим положением о невидимой церкви суждено было сыграть большую роль в истории Реформации. Матье Никола Клеманж советует отцам Собора иметь в виду только благо церкви и в своих решениях опираться на Библию. Матье Никола Клеманж занимает выдающее место в истории французского раннего Возрождения. Исследователи находят замечательным, что в то время, как лучшие авторы страны писали на родном языке, он не оставил ни слова на французском языке. В этом исследователи видят его сходство с Эразмом Роттердамским, от которого во всём прочем от отличается так же, как отличается галльский гуманизм от германского.

 
PR-CY.ru