КЕДВОРТ Ральф - Страница 2

Встревоженный новыми антирелигиозными и деистскими идеями, особенно сочинениями Томаса Гоббса, Ральф Кедворт стремится создать контрфилософию, изучающую глубину человеческой мысли и веры. В своём труде, направленном против различных форм фатализма, не совместимого, на его взгляд, с истинным порядком Вселенной и не оставляющего места для свободы человека, Ральф Кедворт намеривался сформулировать три важнейших принципа, объединяющих религиозную и моральную истину. 1) Реальность высшего божественного разума и духовного мира, вопреки атомистическому материализму Демокрита и Эпикура. 2) Вечная реальность моральных идей, вопреки средневековым номиналистам и их последователям. 3) Реальность моральной свободы и ответственности человека, вопреки пантеистическому натурализму и стоицизму. В «Рациональной системе» Ральф Кедворт обращается только к первому из этих трёх принципов. В его телеологической концепции мироздания духовная «пластическая природа», формирующая материю (аналог «Мировой души» Платона), выступает как посредствующее начало в реализации Божественных целей, запечатлевая присутствие Бога в сотворённом им мире. Другие два принципа рассмотрены Ральфом Кедвортом в «Трактате о вечной и неизменной морали» опубликованном посмертно в 1731 г. Мораль, по его мнению, имеет божественное происхождение, она является не результатом соглашения, а изначально заложена в человеческом разуме. Он не был абсолютным платоником. В своей метафизике следовал идеям Платона и неоплатоников, но в натурфилософии придерживался, скорее, взглядов атомистов, а в теологии – взглядов лорда Герберта из Чербери. Ральф Кедворт впервые употребил термин «теизм», объясняя его как учение, которое понимает Бога в качестве абсолютной личности, создавшей мир и действующей в нём, а также пребывающей вне мира. В своём философском учении и он стремился опровергнуть атеизм, материализм, эмпиризм и попытки отождествления моральных поступков с послушанием высшей воле, человеческой или Божественной. Ральф Кедворт исходил из того, что и знание, и добро в своей основе имеют разумность свободного человеческого духа, а порядок и единообразие в природе свидетельствуют о том, что их сотворил Высший разум. Важность его работы «Истинная рациональная система Вселенной» была оценена лишь после смерти автора, и переиздавалась впоследствии множество раз.



 
PR-CY.ru