КАРТЕРИЙ - Страница 2

Многие больные и бесноватые получали исцеление, придя поклониться мощам святого. Когда прекратились гонения на христиан, за городскими стенами, там, где мученик молился в последний раз перед казнью, была возведена церковь во имя Картерия. В приложении к изданию Й. Компернасс провёл подробный анализ источника: исследовал язык памятника, снабдил текст историческим комментарием и топографическими сведениями. Кроме того, указал произведения, на которые ориентировался автор Мученичества, и проанализировал возможные заимствования. Это, прежде всего, Похвальные слова Василия Великого (посвящённые мученику Гордию, мученице Иулитте (память 31 июля) и др.). Й. Компернасс попытался связать персонажей, упоминаемых в Мученичестве (Капитолина, Филумен, Домнин, Дидим и Ливия), с одноимёнными святыми, но подобное отождествление, по мнению исследователей, не имеет под собой серьёзных оснований, т.к. все эти персонажи упоминаются в тексте не как мученики, а лишь как благочестивые христиане, помогавшие Картерию. Й. Компернасс считал, что текст источника исторически достоверен, ссылаясь на точность топографических указаний и разговорные обороты в языке (что должно говорить об отсутствии литературной обработки текста). Однако другие исследователи, в частности Ипполит Делеэ, высказывали сомнения по поводу достоверности источника в связи с его поздним происхождением (не раньше VI в.), обилием общих мест и заимствований из других агиографических произведений. В рецензии на издание и на статьи Й. Компернасса болландисты отметили условность топографического анализа текста, осуществлённого издателем. Подвергалось сомнению и проведённое им отождествление этого Картерия с мучеником Картерием, упоминаемым 18 и 19 ноября в Мартирологе Иеронима Стридонского вместе с Максимом, Мукианом (Лукианом), Неофитом и др. И. Делеэ предположил, что этот Картерий является одним лицом с мучеником Картерием, чья память встречается 5 и 16 ноября в дружине мученика Домнина, пострадавшего в Кесарии Палестинской. В таком случае, как полагают исследователи, о том же мученике идёт речь в Сирийском Мартирологе 412 г. также под 19 ноября: «Максим епископ, Лукиан пресвитер и Картерий». При этом Й. Компернасс приводит заметку в Мартирологе как самое раннее упоминание о Картерии. В пространном Мученичестве Картерия днём его кончины названо 6 апреля. Издатель считал именно эту дату наиболее точной, однако другие источники не указывают этот день как день памяти святого. В краткой версии Мученичества и Синаксаре Константинопольской церкви днём памяти Картерия названо 8 января. В некоторых списках византийских Синаксарей Картерий упоминается также 15 января. В РПЦ его память празднуется 8 января.



 
PR-CY.ru