КАИНИТЫ - Страница 2

Он сообщает, что каиниты почитали своим отцом Каина, который был порождением высшей силы (архонта), соединившейся с Евой. Каин победил порождение низшей силы (Авеля). Хотя демиург пытался погубить Каина, Исава, Корея и жителей Содома, они все были сокрыты от него и вознесены в высший эон, поскольку принадлежали Софии. Точно так же должны поступать все последователи учения каинитов – с помощью высшей силы побеждать низшую и восходить на небеса. Каиниты отрицали свободу воли и считали, что каждый человек по своей природе изначально добрый или злой. Епифаний Кипрский отмечал разногласия между каинитами: одни полагали, что Иуда предал Христа, поскольку Иисус был грешником и хотел исказить Закон, другие же, наоборот, считали, что Иисус был праведником, но Иуда имел тайное знание от архонтов о том, что только Распятие может победить низшую силу, а потому охотно предал Христа ради общего спасения. Помимо «Евангелия Иуды» каиниты использовали другой апокриф, который Епифаний Кипрский называет «Вознесением Павла». Исследователи полагают, что с сектой каинитов была связана секта сифиан, которых Епифаний Кипрский встречал где-то в Египте, но и те и другие были малочисленными. Филастрий, епископ Бриксийский, сообщает о каинитах, что они прославляли Каина и учили, что тот происходил от высшей силы. Отдельно он упоминает ересь, связанную с именем предателя Иуды, последователи которой верили, что Иуда совершил доброе дело, предав Спасителя, и через Иуду были явлены небесные тайны. Феодорит Кирский пересказывает свидетельства Иринея Лионского, отмечая, что Евангелие, повествующее об Иуде, составлено самими каинитами. Самое позднее сообщение об этой секте принадлежит Иоанну Дамаскину: он отмечает, что каиниты отвергали Закон Моисеев, не принимали учения о воскресении плоти, прославляли Каина как происходившего от более могущественной силы и обожествляли Иуду. В научной литературе после нескольких попыток реконструировать учение каинитов (в частности, связав его истоки с 1 Кор. 12:3) была принята теория Б. Пирсона, что каинитов как отдельной секты никогда не существовало: если каиниты не являются полемическим изобретением ересеологов, они представляли собой одно из течений сифиан или офитов, с которыми обычно соседствуют в источниках. Вновь вопрос о каинитах был поднят в связи с публикацией коптского «Евангелия Иуды»; первые издатели отождествили его с одноимённым апокрифом, упоминаемым некоторыми христианскими писателями. Однако последовавшая за публикацией дискуссия выявила ряд существенных противоречий между содержанием «Евангелия Иуды» и учением каинитов, как оно отражено в источниках: в тексте «Евангелия Иуды» не упоминаются Каин, Исав и проч., нет негативного отношения к христианскому крещению, нет призывов к ритуальному совершению грехов, образ Иуды неоднозначен.



 
PR-CY.ru