КРИСП - Страница 2

Память Криспа отсутствует в византийских синаксарях и в современном календаре греческих церквей. Только в начале ХХ в. было возрождено местное почитание Криспа в Идрской, Спецской и Эгинской митрополии Элладской православной церкви, где его память отмечается 8 декабря и 30 июля – в Соборе Эгинских святых. В Айи на острове Эгина в честь него построен храм. Согласно местному преданию, Крисп и Гаий почитаются и как просветители острова Пакси (рядом с Керкирой). В славянской традиции нет особого дня поминовения Криспа, его память закрепилась под 4 января – в Соборе апостолов от 70. Тем не менее, в заметках к этому дню, перечисляя всех апостолов от 70, архиепископ Сергий (Спасский) не упоминает Криспа. Память Криспа отмечена под 4 января – в Соборе апостолов от 70 в Житиях святых Димитрия Ростовского; при этом соединены сказания о Криспе из Деян. 18:8 и 1 Кор. 1:19, а также сообщается, что он был епископом на острове Эгина (в издании Четьих-Миней эти сведения повторены). Под 4 января память Криспа закрепилась в современном календаре РПЦ и служебной Минее. В западной традиции память Криспа вместе с апостолом Гаием под 4 октября исследователи встречают в середине IX в. в так называемом Малом Римском Мартирологе, где сказано, что оба святых были крещены апостолом Павлом в Коринфе. По мнению исследователей, почитание Криспа было введено Адоном на основании его упоминания в 1 Кор. 1:14. Эти же данные приводятся в Мартирологе Узуарда и в Римском Мартирологе в XV в. кардиналом Цезарем Баронием. Исследователи находят примечательным, что в западных агиографических источниках память Криспа никак не связывается с Деян. 18:8, и, более того, он не назван апостолом. В греческом руководстве для живописцев – «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) – в составе апостолов от 70 упоминается только святой с именем Криск – греческий вариант имени другого апостола от 70, Крискента. В русском сводном иконописном подлиннике по списку Георгия Дмитриевича Филимонова под 4 января представлены имена обоих апостолов: Крискента и следующего за ним Криспа, епископа на «Егине острове, прилежащем Пелопонесу». Крисп изображается старцем, с бородой, как у апостола Андрея Первозванного, «главою плешат, власы просты, риза апостольская празеленая, исподняя баканая, в омофоре, в руке книга». В живописной традиции Нового времени апостольские одежды заменяются святительскими. Так, в составленном Виктором Доримедонтовичем Фартусовым руководстве для иконописцев (СПб., 1910 г.) сохраняется та же возрастная характеристика («борода разделена на мелкие пряди»), но Крисп облачён в фелонь и омофор.



 
PR-CY.ru