КУПЯТИЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

В 1655 г., как полагают исследователи, из-за опасностей начавшейся войны России с Речью Посполитой, часть монахов из Купятич ушла в Киев, взяв с собою чтимую святыню. Видимо, предполагалось вернуть икону в монастырь, судя по тому, что княгиня Мария Лупу, вдова гетмана Януша Радзивилла, 20 ноября 1659 г. завещала Купятицкому монастырю и купятицкой церкви 1 тыс. злотых с тем, «чтобы лампада неугасимо могла гореть перед образом чудотворным». По «Вечному миру» 1686 г. Киев отошёл России, и образ в Купятичи не вернулся, хотя православный монастырь в Купятичах просуществовал до 1740 гг. (с 1743 г. стал униатским, в 1817 г. закрыт, церковь стала приходской). В XVII–XVIII вв. Купятицкая икона Божьей Матери приобрела большую известность на Украине как одна из главных святынь Киева. Образ находился в соборе Святой Софии в Андреевском приделе в верхней западной галерее в киоте, между столбами. Ближние к киоту стены по указанию митрополита Арсения (Могилянского) были заполнены стихотворными записями о чудесах от иконы (стёрты в 1843–1853 гг. в процессе открытия древних фресок). В 1845 г. киот был перенесён в алтарь Андреевского придела, затем для лучшего доступа богомольцев к иконе помещён у столба; последнее её местонахождение – в местном ряду справа от царских врат. В начале XVII в. Купятицкая икона Божьей Матери была прикреплена к квадратной серебряной позолоченной доске. В 1700 г. митрополит Варлаам (Ясинский) украсил образ крестоподобной «шатой» (ризой), внизу были выгравированы стихотворный текст, даты перенесения иконы в Киев и выполнения оклада. В начале ХIХ в. Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) определил дату явления образа в Купятичах как 22 ноября 1182 г.; некоторые авторы пишут, что дата была на самой иконе, однако исследователям это представляется сомнительным. В 1852 г. прихожане церкви в Купятичах обращались в Синод с просьбой вернуть из Киева чудотворный образ. Они получили отказ, мотивированный тем, что Купятицкая икона Божьей Матери являлась одной из наиболее почитаемых святынь в Киеве, ранее принадлежала монастырю, на тот момент уже не существовавшему, а в купятицкой церкви находилась деревянная копия образа. После Октябрьской революции 1917 г. Купятицкая икона Божьей Матери вместе с другими церковными ценностями Киева, конфискованными советской властью, как полагают исследователи, оказалась в музее Киево-Печерской лавры (Музей культов и быта в Киево-Печерской лавре, ныне – Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник). Коллекция драгоценностей значительно пострадала при изъятии исторических и художественных ценностей в 1930 гг., а также во время Великой Отечественной войны. Судьба Купятицкой иконы Божьей Матери остаётся неизвестной; исследователи полагают, что образ трудно идентифицировать среди других крестов-энколпионов коллекции. Первое научное сообщение о Купятицкой иконе Божьей Матери в 1897 г. опубликовал профессор Киевской духовной академии Николай Иванович Петров, дав её описание, сопоставив с другими памятниками и заключив, что она «принадлежит к числу древних энколпионов киевского происхождения». Никодим Павлович Кондаков называл «самым любопытным по значению его для русской древности… бронзовый крест, известный под именем Купятицкой чудотворной иконы Божией Матери и хранимый… вделанным в икону этого имени», он считал его обратной стороной греческого складня XII в.

 



 
PR-CY.ru