КОРЕССИЙ Георгий - Страница 2

Сочинение состоит из 23 глав, разделённых по схоластическому образцу на многочисленные параграфы. В нём рассматривается не только различие ниспосылания и исхождения Святого Духа, даров Духа и существования Духа (и соответствующих предлогов «через» и «из»), но и вероучительные мнения латинян и греков, а также вопрос о прибавлении Filioque в Символ веры и вопрос о различиях в Самом Боге. Три раздела посвящены недействительности Флорентийского собора, возможности созерцания сущности Бога святыми и видению Фаворского света (этому паламитскому вопросу посвящено ещё несколько сочинений Г. Корессия). Наиболее часто цитируемым автором в «Руководстве» является Августин Блаженный («О Троице»). Следуя ему, Г. Корессий подчёркивает исхождение Святого Духа «преимущественно» («principaliter») от Отца. Г. Корессий в огромном количестве цитирует латинских отцов церкви (Тертуллиана, Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского и др.) и схоластиков (Эгидия Римского, Альберта Великого, Александра Гэльского, Ансельма Кентерберийского, Бонавентуру, Петра Ломбардского, Луиса де Молину, Уильяма Оккама, Иоанна Дунса Скота, Франсиско Суареса, Фому Аквинского и многих других). Однако лишь некоторые из цитат приводятся с точными ссылками на конкретное произведение (например, Иларий Пиктавийский и его сочинение «О Троице»; Фома Аквинский и его «Сумма теологии»). Этот факт позволяет исследователям сделать вывод, что Г. Корессий пользовался школьными компендиумами, а не оригинальными сочинениями. Многочисленные сочинения Г. Корессия в рамках полемики с А. Лежером направлены против протестантов (эти произведения не изданы). Прежде всего, в трактатах обсуждались таинства, больше всего – таинство евхаристии. Г. Корессий и в этих сочинениях опирается на латинских авторов. Некоторое представление об их содержании даёт письмо Г. Корессия (около 1636 г.) к другу Кирилла I Лукариса Феофилу Коридаллевсу (см. Феодосий Коридаллевс, митрополит), который держался кальвинистского учения о евхаристии и неоднократно высказывался против пресуществления. Г. Корессий упрекает Феофила Коридаллевса в том, что тот кальвинистское учение о евхаристии выводит из эмпирической теории науки (и философии) Аристотеля, но при этом недостаточно осведомлён в сочинениях православных богословов (от Иоанна Дамаскина через Константинопольского патриарха Фотия I и Григория Паламу к Мелетию I Пигасу) по поводу пяти пунктов разногласий, а особенно о защищаемом Жаном Кальвином Filioque латинян. Г. Корессий выступает против символического понимания кальвинистами таинств и противопоставляет им учение о пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Использование некоторыми отцами церкви слова «вместообраз» в отношении освящённых Даров не отрицает действительного присутствия, но указывает на жизнь будущего века. В контексте рассуждения об иконах и о поклонении им Г. Корессий поясняет со ссылкой на Максима Исповедника, почему некоторые св. отцы называли евхаристию после освящения «вместообразом» Тела и Крови Господа: они «сопоставляли её, скрытую под акциденциями хлеба и вина, с вещами, которые в будущем веке будут неприкрыто и ясно обнаружены». Высокий авторитет, который Г. Корессий имел среди боровшихся с кальвинизмом православных богословов и иерархов XVII в., нашёл отражение в томосе Константинопольского собора 1691 г., направленного против Иоанна Кариофилла и в защиту термина «пресуществление». В тексте томоса «богослов Церкви» Г. Корессий назван в числе «славных и мудрых учителей Церкви», которые «всё согласно и в едином дыхании Святого Духа до сих пор исповедают и научают ему [пресуществлению] без всякого сомнения, с чистой совестью и благочестием».



 
PR-CY.ru