КОНТ Огюст - Страница 11

Исполняя прежнее намерение построить систему позитивной политики, Огюст Конт положил в её основу принцип превосходства чувства над разумом: «Чувственность должна со всё более возрастающей силой приобретать господство над созерцанием, чтобы таким образом была достигнута подлинная систематизация человеческого существования». Будучи противником абсолютистской монархии, Огюст Конт приветствовал революцию 1848 г. и свержение короля Луи Филиппа I. Считая революционно настроенный пролетариат важной движущей силой общественного прогресса, Огюст Конт стремился привлечь его на сторону позитивной философии. Критикуя социализм и коммунизм за их анархический характер и осуждая провозглашаемое их приверженцами полное ниспровержение иерархической структуры общества, он в ходе общедоступных лекций 1847–1848 гг. представлял позитивную философию как единственную идеологическую систему, способную мирным путём решить противоречия между буржуазией и пролетариатом. Эти идеи нашли отражение в сочинении «Общий обзор позитивизма» («Discours sur l'ensemble du positivisme», 1848 г.), занимающем промежуточное положение между периодом позитивистской философии и периодом позитивистской религии в творчестве Огюста Конта. 8 марта 1848 г. Огюст Конт провозгласил создание «Позитивистского общества» («Société Positiviste»), которое было призвано объединить его идейных сторонников и стать влиятельным клубом «духовных лидеров», предлагающих государственным властям пути преобразования политической и общественной жизни. По замыслу Огюста Конта, пригласившего вступить в общество многих учёных и общественных деятелей, члены общества должны были брать на себя добровольное обязательство оказывать всемерное содействие распространению позитивистской философии и идеологии позитивизма. В 1840–1850 гг. Огюсту Конту и его единомышленникам удалось привлечь к участию в деятельности общества некоторых известных учёных, врачей, публицистов, студентов и рабочих; в состав общества в разные годы входило от 20 до 50 человек. Еженедельные заседания общества проходили в доме Огюста Конта, отношение которого к последователям позитивизма со временем приобретало всё более авторитарный и деспотичный характер. По инициативе филолога и публициста Эмиля Литтре (1801–1881 гг.), который с 1846 по 1852 гг. был наиболее близким соратником Огюста Конта и неутомимым пропагандистом позитивизма, среди французских и европейских единомышленников Огюста Конта ежегодно устраивался сбор денежных средств для Огюста Конта, который получил наименование «позитивистской субсидии». Убеждённый в своём особом «первосвященническом» достоинстве основателя «религии человечества», Огюст Конт заявлял, что участие в субсидии является обязанностью каждого истинного позитивиста. Огюст Конт поддержал государственный переворот 1851 г., который привёл к власти императора Наполеона III (1852–1870 гг.); во многом это объяснялось утопическим расчётом Огюста Конта на то, что ему удастся убедить императора принять «религию человечества» и начать государственные реформы в духе позитивной политики. С 1851 по 1854 гг. Огюст Конт работал над четырёхтомным сочинением «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» («Système de politique positive, ou Traité de sociologie, instituant la religion de l'humanité»), в котором «религия человечества» рассматривалась в нескольких перспективах: в её связи с науками, как последний субъективный синтез всего научного знания (первый том); в социальном аспекте, как наиболее совершенная форма организации общественной жизни человечества и моральной жизни человека (второй том); с исторической точки зрения, как высший результат религиозного развития человечества (третий том).

 



 
PR-CY.ru