КИРИЛЛ - Страница 2

Исследователи не исключают, что такую работу сделали в старообрядческом Выголексинском общежительстве: известны поморские списки Жития (Библиотека Академии Наук). В XVIII в. Житие Кирилла было использовано выговским книжником при написании «Слова похвального преподобным отцем Александру Ошевенскому, Кириллу Челмогорскому, Пахомию Кенскому, Антонию Сийскому, Никодиму Кожеозерскому, Диодору Юрьегорскому, чюдотворцем Каргополским». В 1844 г. священник Ф.И. Гурьев, служивший в Челмогорской пустыни в 1840–1844 гг. и собиравший «разные той пустыни древности», составил новую редакцию Жития Кирилла. Как установил Андрей Борисович Мороз, священник Ф.И. Гурьев воспользовался списком Исторического музея, текст которого подверг значительной правке: сократил, упростил язык и ввёл ряд исторических и географических уточнений. Редакция священника Ф.И. Гурьева известна исследователям по рукописи Исторического музея (она была издана Карпом Андреевичем Докучаевым-Басковым по списку, хранившемуся в Челмогорском монастыре). Ещё одним источником сведений о Кирилле и Челмогорском монастыре исследователи называют составленное священником Ф.И. Гурьевым в 1840 гг. «Историческое описание Челмогорской пустыни, состоящей в Каргопольском уезде» (Исторический музей). История жизни Кирилла здесь излагается по Житию с добавлением новых деталей. Среди них – сообщение о преподобном Никодиме Кожеезерском, который якобы какое-то время жил вместе с Кириллом и преподобным Корнилием Комельским на горе Челма. Несообразность этого известия исследователи считают очевидной: Никодим Кожеезерский (ум. в 1639 г.) не был современником Кирилла. Источником сведений для священника Ф.И. Гурьева послужил, по мнению исследователей, синодик Челмогорского монастыря, в котором имя Никодима Кожеезерского записано вслед за именами Кирилла и Корнилия Комельского. В синодик имя Никодима было включено, скорее всего, как полагают исследователи, строителем Челмогорского монастыря Филофеем, пострижеником Кожеезерского в честь Богоявления монастыря (вторая половина XVII в.). Согласно второй части Жития («Сказанию...»), Кирилл принял постриг в монастыре Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой богородицы в Новгороде, прожил в нём шесть лет, затем три года провёл в других новгородских обителях (не указано, в каких), в 1316 г. пришёл на гору Челма, поселился здесь в пещере, потом построил себе «келийцу малу», часовню и церковь в честь Богоявления, умер в возрасте 82 лет и трёх месяцев, прожив на Челме 52 года. В Житии описываются взаимоотношения Кирилла с местными жителями – «древосечцами», которые пытались поджечь его келью, рыболовами и разбойниками с реки Онеги. Разбойники, именуемые в Житии «чудью белоглазой» (финно-угорское племя), пришли к святому, чтобы обокрасть его, но внезапно ослепли. Под влиянием проповеди Кирилла чудь постепенно обратилась в христианство. В «Сказании...» сообщается, что родным братом Кирилла был преподобный Корнилий Комельский (уроженец Ростова, из рода Крюковых), который жил вместе с ним на горе Челма, а затем ушёл «в пределы костромския на Обнору-реку и тамо вселися».

 



 
PR-CY.ru