КОЛМАН ЭЛО - Страница 12

Исследователи полагают, что это – ложная этимология, основанная на созвучии (Elo от aul). В комментарии к Мартирологу Оэнгуса название Ланн-Эло связывалось с именем женщины, жившей там до прибытия святого, или с названием реки. В ирландском Житии утверждается, что название Ланн-Эло происходит от имени чудовища Ланн, побеждённого Колманом Эло, и от древнеирландского «ela», «elu» («лебедь»): пение птиц облегчало труд строителей монастыря. По данным агиографических текстов, насельники Ланн-Эло поддерживали добрые отношения с монастырской конгрегацией св. Колумбы, представленной монастырём Дермаг. Однако наиболее прочные связи существовали между Ланн-Эло и церковным поселением Кондере на землях Дал н-Аради. Согласно дублинской версии Жития, став пресвитером и аббатом, Колман Эло жил в Кондере, затем отправился в Миде и основал монастырь Ланн-Эло. Впоследствии его почитали как «второго покровителя» Кондере («ipse est secundus patronus eiusdem ciuitatis»). Житие св. Мак Ниссе, основателя Кондере, сохранилось в поздней сокращённой версии; в нём сообщается, что Мак Ниссе, сопровождая святых Патрикия и Бригиту, посетил место, где впоследствии был основан монастырь Ланн-Эло, и увидел там ангелов, спускавшихся на землю и поднимавшихся на небеса. Святой Патрикий предложил ему возвести на этом месте церковь, но Мак Ниссе предсказал, что через 60 лет его родственник Колман Эло построит здесь знаменитый монастырь. По мнению исследователей, тесные отношения общин Ланн-Эло и Кондере были связаны с тем, что Колман Эло принадлежал к туату Дал Сальни, управлявшему Кондере. По преданию, на землях соседнего туата Дал м-Буан некогда жил св. Патрикий; в юности он был рабом правителя (или друида) Милиукка Мокку Буана. Считалось, что Мак Ниссе был учеником св. Патрикия. Поэтому Колман Эло почитал св. Патрикия и, по мнению исследователей, составил гимн в его честь. Согласно Житию Колмана Эло, воспитанником Колмана Эло был Димма Дуб, ставший «святым и учёным мужем, помощником и защитником всех церквей Ирландии» («sanctus et sapiens, et omnibus ecclesiis Hibernie adiutor et protector erit»). Скорее всего, как полагают исследователи, речь идёт о епископе Димме Дубе (ум. в 659 г.), к-отоый возглавлял Кондере; вместе с другими влиятельными церковными деятелями Северной Ирландии он упоминается в послании администраторов Папского престола 640 г. В анналах о Ланн-Эло впервые говорится под 740 г. (кончина св. Брана из Ланн-Эло); в VIII–XI вв. церковные общины Ланн-Эло и Кондере нередко возглавлял один человек с титулом «аббат» (778, 867, 917 гг.), позднее – «наследник Мак Ниссе и Колмана Эло» (954, 956, 963, 976, 1038 гг.). Имя Ку Крутне (ум. в 817 г.), «книжника» («scriba») и настоятеля («princeps») Ланн-Эло, означает «пёс круитни» и указывает на его связь с племенами Дал н-Аради. К союзу Кондере и Ланн-Эло присоединилась община Латрах-Бриун (ныне Ларабрайан, графство Килдэр; запись под 901 г.); её основатель св. Сенан также происходил из Дал Сальни. В этот период в Ланн-Эло продолжалась монашеская жизнь: в ирландских «триадах» церковное поселение названо «целомудрием Ирландии». После 1038 г. упоминания о Ланн-Эло исчезают из анналов. По мнению исследователей, его значение снизилось, прервались связи с Кондере; в XII в. территорию, на которой находилась община, контролировал местный правящий род О Маэлмуад (О'Моллой). В Житии Колмана Эло, составленном в эпоху процветания Ланн-Эло, упоминаются реликвии, связанные с почитанием святого, а также памятные знаки (например, каирны) в местах, прославленных чудесами Колмана Эло. В Ланн-Эло хранились реликварий с мощами Колмана Эло и посох святого, от которого совершались чудеса, а также, как полагают исследователи, ампула с елеем, подаренная ему св. Колумбой, и медный таз, в котором святой мыл голову.

 



 
PR-CY.ru