КЛИМОВ Пётр Онисимович - Страница 2

П.О. Климов, имевший только свидетельство Придворной певческой капеллы, мог получить новую должность по Высочайшему повелению после ходатайства епархиального начальства и обер-прокурора Святейшего Синода. 3 января 1914 г. епископ Рязанский и Зарайский Димитрий (Сперовский) определил П.О. Климова на штатную должность священника к бесприходной церкви в честь Сошествия Святого Духа на апостолов бывшего Духовского монастыря, которая находилась в Рязанском кремле. 10 октября 1915 г. П.О. Климов получил уведомление, что «по Высочайшему повелению он, вне правил, утверждается штатным учителем пения» в Рязанском духовном училище. Таким образом, в случае выхода за штат он мог получать пенсию по духовно-учебной или по епархиальной службе. С 16 марта 1915 г. состоял почётным членом Общества о нищенствующих детях города Рязани. По мнению исследователей, П.О. Климов был редким по душевным качествам человеком: его отличали скромность, простота, доброта, постоянная готовность прийти на помощь. Пользовался большой любовью окружающих, в том числе сослуживцев. Как регент и учитель пения П.О. Климов достиг профессионализма самостоятельно, т.к. любил своё дело и посвящал ему много времени; был участником съездов регентов, посещал духовные концерты в Москве, следил за появлением новых духовно-музыкальных сочинений. Трудами П.О. Климова хоровое пение в рязанском кафедральном соборе было поставлено на должную высоту. Он написал и издал ряд духовно-музыкальных сочинений: в периодике упоминаются две херувимские, «Отче наш», Параклисис Успению Пресвятой Богородицы, Кантата (гимн) на юбилей протоиерея М.А. Виноградова («Рязанские епархиальные ведомости», 1916 г.). П.О. Климов развил в себе способность оценивать духовно-музыкальные сочинения, подчёркивать в исполнении своего хора художественные особенности выбранного песнопения. Произведения, которые исполнял хор под его руководством, отличались строгой выдержанностью церковно-музыкального стиля и особой мелодичностью. П.О. Климов стремился привить слушателям любовь к церковному пению и постоянно напоминал о его важном значении в религиозном развитии общества. Он не мог примириться с искажением церковных напевов, неправильной постановкой церковного пения певчими и регентами, которые привносили свои антихудожественные и нецерковные идеи. П.О. Климов стал руководителем курсов учителей церковноприходских школ, организованных епархиальным училищным советом. Бесплатно руководил народными церковно-певческими курсами и организовывал духовные концерты в Рязани. Ему удалось воспитать немало певчих и регентов, которые трудились в православных приходах Рязанской и других епархий. К 1916 г. прогрессирующая болезнь почек вынудила П.О. Климова уехать в Москву на операцию, после которой он скончался. 3 февраля 1916 г. усопшего привезли в Рязань, где в сопровождении архиерейского хора процессия с крестом и хоругвями при пении ирмосов Великого канона Андрея Критского направилась к дому почившего, по пути совершая литии у храмов, часовен, учебных заведений. На соборной панихиде в квартире П.О. Климова присутствовал викарный Михайловский епископ Амвросий (Смирнов), на парастасе в Духовской церкви Рязанского кремля, где П.О. Климов был настоятелем, – епископ Димитрий (Сперовский). 4 февраля 1916 г. заупокойную литургию и отпевание в кафедральном Христорождественском соборе совершил епископ Димитрий (Сперовский) в сослужении духовенства рязанских учебных заведений при стечении множества молящихся. В речи на отпевании епископ Димитрий подчеркнул, что П.О. Климов «был не ремесленником-певцом, а художником-певцом».



 
PR-CY.ru