КАТЕХИЗИС - Страница 51

Филарет (Гумилёвский) ещё в 1847 г. писал протоиерею Александру Васильевичу Горскому, что в Синодальной Канцелярии называют катехизис митрополита Филарета (Дроздова) «лютеранским», и что архиепископу Филарету (Гумилёвскому) предлагали составить новый катехизис. Однако эти планы не осуществились, и последняя редакция переиздавалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Только при жизни святителя «Пространный катихизис» выдержал 58, а «Краткий катехизис» – 105 изданий. По сведениям Николая Ивановича Барсова, к 1882 г. первый выдержал уже 91, а второй – 252 издания. Катехизис был переведён на греческий, английский, немецкий, польский и многие другие языки. По сути, обвинения в адрес катехизиса Филарета (Дроздова) то в «левом», то в «правом» уклонах исследователи считают поверхностными и не подкрепленными соответствующим историко-богословским анализом. Как пишет протоиерей Александр Павлович Смирнов в статье «Митрополит Филарет как автор Начертания церковно-библейской истории», «среди двух противоположных направлений – католического и протестантского – он умел соблюсти цельность православного восточного учения Церкви». Близкую характеристику даёт Иван Николаевич Корсунский: «...Наблюдающий золотую средину между латинствующими и протестантствующими катехизисами прежних времён...». «Пространный катихизис» митрополит Макарий (Булгаков) признавал в качестве третьей так называемой символической книги наряду с «Православным исповеданием» Петра (Могилы) и «Исповеданием» патриарха Досифея («Посланием восточных патриархов»). К символическим книгам причисляет катехизис Филарета (Дроздова) и епископ Сильвестр (Малеванский): «Подобным же значением пользуется у нас православный катехизис митрополита Московского Филарета, изданный с одобрения Св. Синода для употребления в школах». Катехизис Филарета (Дроздова), одобренный Святейшим Синодом, до революции издавался без имени составителя. До настоящего времени в РПЦ не было официально утверждено ни одного нового катехизиса, и текст, написанный Филаретом (Дроздовым), с поправками членов Синода, внесёнными при жизни и с согласия автора, до сих пор остаётся официальным изложением веры в Русской церкви. В XX в. появилось большое количество авторских катехизисов: митрополита Антония (Храповицкого), епископа Александра (Семёнова-Тян-Шанского), протоиерея Владимира Глиндского, семейный катехизис «Жив Бог», составленный группой православных христиан из Франции, и др. Ни один из них исследователи не могут признать удачным. Все они страдают определённой субъективностью и свойственным своему времени модернизмом, который выражался, в частности, в стремлении очистить православное вероучение от так называемого «латинского пленения».

 



 
PR-CY.ru