КИРИЛЛ I (II) - Страница 2

В 1230 г. Кирилл I (II) во главе посольства от Киевского князя Владимира Рюриковича и Черниговского князя Михаила Всеволодовича (в которое входил также Черниговский епископ Порфирий II) прибыл в Северо-Восточную Русь, «прося мира Михаилу с Ярославом (Всеволодовичем, князем Новгородским)»; миссия первосвятителя увенчалась успехом: «...Послуша убо Ярослав брата своего стареишаго Гюрья (Юрия Всеволодовича, Владимирского князя), и отца своего митрополита, и епископа Порфурья, и взя мир с Михаилом» («Полное собрание русских летописей», том 1). 3 мая 1230 г. Киев пережил землетрясение, затронувшее многие города Южной Руси. Это случилось во время пребывания Кирилла I (II), Киевского князя Владимира Рюриковича, бояр и многих горожан в Киево-Печерском монастыре на богослужении в день памяти преподобного Феодосия Печерского. Землетрясение повредило ряд строений обители. По мнению исследователей, о Кирилле I (II), а не о митрополите Кирилле II (около 1247 – 1280 гг.), как обычно считается, идёт речь в сохранившейся на стене киевского Софийского собора надписи-граффито: «Месяца ноября в 27 день скончался раб Божий митрополит Кюрило». Летописи относят кончину Кирилла II к декабрю, в то время как точная дата смерти Кирилла I (II) в них не приведена. В конце XIX в., во время археологических раскопок, на городище Княжая Гора в Среднем Поднепровье (город был уничтожен при монгольком нашествии, ныне близ города Канева) были обнаружены две печати Кирилла I (II). На их лицевой стороне помещено изображение Божьей Матери «Знамение» в рост, а на другой – греческая надпись: «Кирилл, монах, Божией милостью архиепископ митрополии России». Фрагмент печати Кирилла I (II) был обнаружен во время археологических исследований в Херсонесской бухте: исследователи полагают, что в 1224–1225 гг., в начальный период святительства Кирилла I (II), из Корсуня (Херсонеса) на Русь был принесён чудотворный образ Николая Чудотворца, о чём мог ходатайствовать Кирилл I (II). Сохранилось адресованное Кириллу I (II) послание Никейского патриарха Германа II и Синода 1228 г., в котором содержалось предостережение от того, чтобы на Руси не рукополагали в священный сан рабов, если предварительно не будет предоставлена кандидату вольная грамота, говорится о неприкосновенности церковного суда и имений. Послание было включено в Кормчие и благодаря этому дошло до наших дней. По мнению исследователей, оно стало ответом на обращение в Никею Киевского митрополита, стремившегося «с помощью авторитета патриарха искоренить злоупотребления в Русской Церкви». Архиепископ Филарет (Гумилёвский) допускал авторство Кирилла I (II) в отношении «Поучения крестьянам», сохранившегося в рукописных сборниках начиная с XIV в. (современные исследователи это мнение не разделяют).



 
PR-CY.ru