«КИПРИАНА (МИТРОПОЛИТА) СЛУЖЕБНИК» - Страница 2

В 1661 г. «Служебник Киприана» был вложен в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь патриархом Никоном, о чём говорит его собственноручная подпись на полях первых листов рукописи (впоследствии рукопись вернулась в состав Синодального собрания). В работах Михаила Арранца наименование «Требник митрополита Киприана» систематически прилагается к другой рукописи – Исторического музея, рубежа XIV и XV вв. В самой рукописи указания на такую атрибуцию отсутствуют; возможно, исследователь смешивает одну рукопись Исторического музея с другой рукописью Исторического музея, поскольку оба списка были вложены в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в одном и том же году. Требник Исторического музея, скопированный, по мнению исследователей, с утраченного сербского протографа (существует также копия уже с самого протографа Исторического музея), обладает уникальным составом: здесь приведены священнические молитвы служб малых часов согласно «песненному последованию» храма Святой Софии в Константинополе и ряд других молитв, до того не известных в славянской книжности. Молитвы малых часов не вошли в нормативную русскую богослужебную практику, однако спорадически встречаются в рукописях в качестве дополнительного молитвенного правила для желающих, причём были случаи атрибуции его святителю Киприану. На ошибочность этой атрибуции указывал ещё Иван Данилович Мансветов, однако она также могла повлиять на М. Арранца, опрометчиво приписавшего рукопись Исторического музея митрополиту Киприану. Состав рукописи исследователи описывают как избранные чины Евхология. В позднейшей славянской традиции чины византийского Евхология обычно распределены между Служебником, содержащим последования Божественных литургий, вечерни и утрени, и Требником, включавшим прочие чины. В древнерусской традиции до XIV в. такого деления не существовало; самоназванием древнерусских сборников молитв священнослужителей было слово «Молитвеникъ», славянский эквивалент греческого Евхология. «Служебник Киприана» является одним из самых ранних примеров возникновения такого деления, а самоназвание «Служебник», содержащееся в записях, приписывающих его митрополиту Киприану, – едва ли не первым случаем употребления этого слова в значении «литургическая книга определённого состава», а не в более древнем значении «служитель». «Служебник Киприана» содержит следующие богослужебные последования: чин Божественной литургии Иоанна Златоуста, объединённый с русской версией «Диатаксиса...» патриарха Филофея (Коккина) в одну статью; чин Божественной литургии Василия Великого; чин литургии Преждеосвящённых Даров, без указания авторства; молитва над кутьёй; молитвы вечерни на праздник Пятидесятницы, в том числе молитва Святому Духу авторства патриарха Филофея (Коккина); чин великого водоосвящения на праздник Богоявления; чин малого водоосвящения 1 августа; молитвы вечерни; молитвы утрени; молитва на очищение церкви; молитва на поставление креста; молитва над вином для службы; молитва на очищение церкви после совершения в ней богослужения еретиками; чины обручения и венчания, текст которых был заново переведён с греческого языка; чин омовения мощей, т.е. ещё один чин водоосвящения; приписанные так называемой поздней рукой несколько прокимнов.



 
PR-CY.ru