КАЛЕНДАРЬ - Страница 11

Египетский календарь насчитывал 365 дней, солнечный календарь еврейских неканонических текстов – 364 дня, типичный для большинства народов Древнего Востока и Средиземноморья лунный календарь – 354 дня (при вставке дополнительного месяца – 384 дня). Сколько дней в году насчитывал календарь древних евреев, исследователям неизвестно. Согласно Исх. 12:2, первым месяцем года следует считать тот, в который справляют пасху, т.е. месяц нисан (ср. Есф. 3:7). В Месопотамии нисан также считался первым месяцем календаря.; его начало было между серединой марта и серединой апреля. Другие библейские тексты подтверждают, что первым месяцем был нисан. Например, в Иер. 36:22 говорится, что в девятом месяце царь жил в зимнем доме и грелся у очага; действительно, если первый месяц года примерно соответствует апрелю, то девятый – декабрю. Но исследователи отмечают, что в Библии нет никаких свидетельств о праздновании 1 нисана как нового года. В то же время в Исх. 23:16 говорится, что праздник Сбора плодов нужно отмечать «в конце года». Получается, что «конец года» (а значит, и начало следующего года) приходится на осень. Можно решить, что здесь речь идёт не о календарном годе, а о земледельческом цикле, который завершается сбором плодов. Однако есть и другие указания на то, что год начинается осенью, а именно в седьмом месяце, считая от нисана (т.е. в месяц тишри). Согласно Лев. 25:9, юбилейный год объявляли 10-го числа седьмого месяца, в День искупления. В Иез. 40:1 исследователи встречают датировку: в начале года, 10-го числа, но месяц при этом не указан. Исследователи считают вполне вероятным, что в Иез. 40:1, как и в Лев. 25:9, за «начало года» принимается День искупления, т.е. 10 тишри. Исследователи также допускают, что «началом года» здесь назван не один день, а период времени, охватывающий, скажем, 1–10 тишри. Первое число этого месяца, по Лев. 23:23–25, отмечалось как праздник, сходный с Днём искупления: оба названы днями покоя (одного корня со словом «суббота»), и в каждый из них следует трубить в рог. Никакого специального названия праздник 1 тишри в Библии не имеет, но в позднейшей иудейской традиции именно за ним закрепилось название «начало года», «новый год» (в Библии, кроме Иез. 40:1, это выражение не встречается). Хотя обычно вавилонский год начинался с нисана, некоторые тексты из Месопотамии свидетельствуют о праздновании нового года в месяце ташриту (= тишри). Само аккадское название месяца буквально означает «начало». Итак, библейские тексты отражают, по меньшей мере, две системы: по одной начало года приходится на весну (нисан), по другой – на осень (тишри). При этом нет оснований считать одну из них более ранней или предполагать, что одна была вытеснена другой. Скорее, как полагают исследователи, складывается впечатление, что понятие «начало года» не было абсолютным, а получало разный смысл в зависимости от того, какой аспект жизни и календаря имеется в виду. Об этом же говорит и раввинистическая традиция, доводя число возможных дат нового года до четырёх: «Есть четыре новых года. Первого нисана – новый год для царей и для календаря главных праздников (пасхи, пятидесятницы и кущей). Первого элула – новый год для десятины от скота (рабби Элеазар и рабби Шимон говорят: первого тишри). Первого тишри – новый год для летосчисления, для лет отпущения и юбилеев, для посадки деревьев и для овощей. Первого шевата – новый год для деревьев, согласно школе Шаммая (согласно школе Гиллеля, пятнадцатого шевата)». Предписания, касающиеся праздников, составляют важную часть законов Пятикнижия. Праздник Рош ха-Шана отмечался 1 тишри (Лев. 23:23–25; Числ. 29:1–6), День искупления – в десятый день того же месяца (Лев. 1:29–34, 23:27–32, Числ. 29:7–11; см. ст. Йом Киппур).

 



 
PR-CY.ru