КЕРАМИКА - Страница 2

В христианскую эпоху семантические ассоциации с огненной стихией не играют заметной роли; глина используется широко, в основном, как заменитель дорогих и трудных в обработке материалов, например, камня, или как имитация живописных техник. Исследователям известны древнейшие масляные светильники (II–III вв.) с христианскими сюжетами (лампы «мастера Анния»), которые были широко распространены в ранневизантийскую эпоху. В ранневизантийской краснолаковой керамике (IV–VI вв.) многочисленны уже иконные и церковно-символические образы: штампованные изображения Иисуса Христа Великого Архиерея, Животворящего Креста, а также павлинов и рыб на блюдах, которые производились на территории Северной Африки и расходились по всему христианскому миру. Из глины изготавливали евлогии святых мест: крестики, жетоны (медальоны); ампулы (св. Мины, св. Симеона Столпника) и другие благословения; штампы для оттиска изображений и надписей, в том числе на просфорах. Значение керамики в христианском искусстве подчёркнуто почитанием великой святыни –Нерукотворного образа Спасителя на чрепии (черепице), известного как Керамион. В Византии и на Руси керамику применяли в храмовом строительстве (кирпич, голосники и др.) и декорации (терракотовые плиты и профильные детали, половая плитка и черепица, печные и архитектурные изразцы, блюда-бачини). Известны также иконы разных размеров, настенные плитки-надгробия, со второй половины XVII в. в России – иконостасы. На периферии Византийской империи, особенно в Болгарии, в технике керамики создавали иконные образы: икону св. Феодора («преславская» керамика конца IX – начала X вв.); плитки с изображением святых мучеников («Святой Георгий»; «Великомученик Пантелеимон» из никомидийских катакомб, обе – IX–X вв., Исторический музей); рельефные полихромные иконы «Распятие с предстоящими» и «Три святителя» конца XIII в., служившие частью декора восточного фасада церкви Василия Великого в Арте (ныне в Византийском музее Янины). В эпоху Средневековья иконные образы на посуде, прежде всего, в глазурованных изделиях, встречаются реже. Античные традиции, унаследованные византийской керамикой и развивавшиеся на восточных окраинах бывшего греко-римского мира, соединялись с исламскими и фольклорными мотивами. Образы и сюжеты керамики византийских провинций восходили к дорогой металлической посуде (блюда, найденные близ Коринфа, с изображениями хищных животных или птиц, XII в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Симметричные, уравновешенные орнаментальные мотивы исследователи встречают и в иллюминированных рукописях (например, изображения птиц на глазурованной тарелке XI в. с Таманского городища, Государственный Эрмитаж). Со временем в керамике даже константинопольского производства художественные формы упрощались, отдавалось предпочтение элементам так называемого звериного стиля (блюда и чаша XIII в.; Исторический музей). Керамика Средневековья представляла собой тот пласт предметов, который изготовляли и использовали люди, принадлежавшие к разным культурам и различным конфессиям. Значительное количество изделий из керамики проникало в «чужие» культуры в виде тары (амфор для вина и растительного масла; амфорисков и специальных толстостенных сосудов с узким горлом для косметических, медицинских, алхимических составов).

 



 
PR-CY.ru