КАМЕРОН Чарлз - Страница 3

Скульптура изысканно соединялась с архитектурой и природным окружением, образуя прекрасные виды: композиция «Три грации» в одноимённом павильоне, статуи Венеры Италийской (итальянская копия с оригинала Антонио Кановы) перед Вольером и Аполлона Бельведерского в центре одноимённой колоннады (бронзовая отливка, 1783 г., скульптор Фёдор Гордеевич Гордеев; чугунная, окрашенная в белый цвет копия с античного оригинала, 1826 г.). По законам пейзажного романтического парка все статуи и архитектурные сооружения вписывались в окружающую природу, естественные особенности которой использовались наравне с рукотворными формами, как, например, Большой каскад (1787 г.) на склоне холма в долине Славянки. В соответствии с модой того времени парковые постройки Ч. Камерон выполнял в экзотических стилях, подчёркивавших зоны отдыха и забав, как, например, в Александровском парке Царского села – Китайская деревня, Китайский городок, несколько мостов, а также Большой и Малый Каприз – две искусственные горы, прорезанные арками и украшенные деревьями и беседками. Как символы далёких стран их использовали в празднествах, посвящённых победам русского оружия в войнах с Турцией. Градостроительное искусство Ч. Камерона проявилось в проектировании на границе Царскосельского и Павловского парковых ансамблей «образцового города», созданного по замыслу императрицы Екатерины II и получившего название София (1780–1788 гг.). Идеальный город предстал как своеобразный центр идеального мира, его границы были определены дорогами на Санкт-Петербург и Гатчину, а также на Новгород; город просматривался с Камероновой галереи; его демонстрировали иностранцам как страну в миниатюре. В свою очередь, центром города был Софийский собор (главный престол – в честь Вознесения Господня; строительство осуществлено под руководством архитектора Ивана Егоровича Старова), посвящением, принципами композиции и некоторыми деталями напоминавший современникам о константинопольской Софии эпохи императора Юстиниана I Великого. Собор был заложен в присутствии императрицы Екатерины II (30 июля 1782 г.; освящён 20 мая 1788 г.). При освящении после литургии был совершён особый крестный ход из деревянной церкви с символичным посвящением равноапостольному императору Константину I Великому. Завершение храма имело вид низкого и широкого купола на световом барабане, окружённого четырьмя малыми куполами такой же формы. Конструкция центрального купола была двухслойной. Внутри он, как и купол храма Святой Софии Константинопольской, опирался на паруса и был прорезан у основания множеством арочных окон, создававших ощущение невесомости конструкции, а также был украшен внутри золотыми лучами, расходившимися от центра. Посвящение, форма храма и расположение его за водоёмом (Большого пруда Царскосельского парка при обзоре с Камероновой галереи) были задуманы как аллегория возрождённой «Византии-Греции» на берегу Чёрного моря, к чему стремилась императрица Екатерина II, реализуя знаменитый «Греческий проект». На фасадах собора впервые в русской церковной архитектуре был использован дорический ордер древнегреческого образца (параллельно с возводившимся тогда же по проекту архитектора Николая Александровича Львова собором во имя праведного Иосифа Обручника в Могилёве). В интерьере Ч. Камерон использовал ионические колонны из красного гранита по подобию порфировых колонн собора Святой Софии Константинопольской.

 



 
PR-CY.ru