КАТИН, Катинов Николай Иванович - Страница 2

Сын Н.И. Катинова Александр (1815–1874 гг.) с десяти лет обучался в Академии Художеств сначала на живописном, затем на архитектурном отделении, жил в Санкт-Петербурге. В Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре работал родственник Н.И. Катинова художник Пётр Степанович Лопотов). Дом Н.И. Катинова находился в приходе церкви Леонтия Ростовского на Иеремеевом ручью в Вологде. В именном списке владельцев недвижимой собственности Вологды за 1860–1865 гг. этот дом числится за титулярным советником Н.И. Катиновым (Государственный архив Вологодской области). Судя по низкой оценке стоимости дома (175 руб.), в последние годы Н.И. Катинов жил в бедности. После 1865 г. его имя не упоминается в ведомостях Леонтиевского храма (Государственный архив Вологодской области). В метрических книгах церкви запись о смерти Н.И. Катиисповедных нова исследователи не обнаружили: вероятно, он умер не в Вологде. Н.И. Катинов писал парадные царские портреты: в 1824 г. – императора Александра I для Вологодской губернской гимназии (находился в вестибюле здания), в 1828 г. – императрицы Екатерины II по заказу Вологодского купеческого общества, в 1833 г. – императора Николая I (поясной вариант 1840 г. – в Вологодской областной картинной галерее). В настоящее время исследователям известны восемь произведений Н.И. Катинова, в том числе «Автопортрет» и «Портрет великого князя Александра Павловича в юношеском возрасте» (начало XIX в., Вологодский музей-заповедник), который является творческой копией с портрета 1792 г. кисти французского художника Жана-Луи Вуаля (Государственный Эрмитаж, повторение в собрании Русского музея). Н.И. Катинов исполнил три портрета архиепископа  Иринея (Нестеровича); все в собрании Вологодского музея-заповедника; раньше считались портретами епископа Евлампия (Пятницкого). Поясной парадный портрет, который находился в настоятельских кельях Спасо-Прилуцкого монастыря, имеет авторскую подпись художника (слева внизу охристым цветом: «П: Nиколай Катинъ. 1848 Года»). Два других (погрудных) изображения архиепископа Иринея (около 1848 г., происходят из Духовской церкви Вологды и вологодского древлехранилища), а также «Портрет протоиерея» (середина XIX в., Вологодский музей-заповедник) приписываются Н.И. Катинову на основе стилистических и технологических особенностей. Этюд натурщика, исполненный маслом на бумаге, хранится в собрании Тверской областной картинной галереи. Живописные работы Н.И. Катинова исследователи причисляют к романтическому направлению в искусстве первой четверти XIX в., что сближает их с ранними произведениями В.А. Тропинина. Исследователи отмечают, что влияние романтизма особенно проявилось в ранних портретах Н.И. Катинова: для них характерны поэтизация образа, пластическая мягкость, воздушность в передаче пространственной среды. Впоследствии работы художника приобрели большую определённость в передаче характера человека, соответствующую академическим принципам середины XIX в.

 



 
PR-CY.ru