КАЦАРЕТСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 4

С конца XVII в. в документальных и нарративных источниках засвидетельствовано преимущественно название «самебели», паства называется «сасамебло» (т.е. принадлежавшая самебели). Вместе с тем наименования «Кацарети» и «Кацаретская церковь Самеба» просуществовали до конца XVIII в. Кацаретская епархия в этот период входила в садрошо (воеводство), возглавляемое руствели. Во время военного похода самебели выступал вместе со своими подданными; к основным силам царства они присоединялись в Уджарме. В церковной иерархии Восточной Грузии самебели занимал 19-е место. В документе, который Д. Пурцеладзе датирует 1673 г. и в котором подтверждается избрание на престол католикоса-патриарха Восточной Грузии (Мцхетского) Малахии (не идентифицирован; по мнению исследователей, речь идёт о неизвестном по другим источникам католикосе-патриархе, краткое время занимавшем престол при царе Кахети Арчиле II; 1664–1675 гг.), кацарели подписался после никозели (Никозского архиерея) и перед урбнели. Среди девяти кахетинских архиереев самебели, по свидетельству архидиакона Павла Алеппского, занимал четвёртое место: после руствели и перед ниноцминдели. В конце XVII–XVIII в. самебели активно участвовали в церковной и культурной жизни Грузии. Почти 70 лет (1690 гг. – 1760 гг.) в юрисдикцию епархии входил монастырь Натлисмцемели. В 1690 гг. Самебские епископы Николай (Чолокашвили) и Николай (Мдивнишвили) оказали существенную помощь возрождению монастыря Натлисмцемели и вернули потерянные земли. В 1690 г. в постановлениях картлийских и кахетинских архиереев, касавшихся положения дел в Давидгареджийской лавре, настоятелем которой был назначен Онуфрий (Мачутадзе), упомянут епископ Николай (Чолокашвили). В 1696 г. епископ Николай (Мдивнишвили) составил «Иммунитетную грамоту кахетинских епископов и вельмож для Давидгареджи». В 1697 г. по его заказу был переписан свод грузинских летописей «Картлис Цховреба». Этот вариант получил в историографии наименование «Список самебели Николая» (также «Мцхетский список»). Не позднее 1701 г. самебели Николай получил сан архиепископа. В 1701 г. архиепископ Николай пожертвовал рукопись монастырю Натлисмцемели. Также известно, что он был участником Собора архиереев Картли и Кахети 1702 г., на котором были определены устав и правила для монастырей пустыни Гареджи. В 1705 г. архиепископ Николай на правах арбитра участвовал в имущественном разделе внутри рода князей Чолокашвили. Архиепископ Николай был упомянут также в грамоте пожертвований монастырю св. Додо, составленной епископом Ниноцминдским Иосифом в 1709 г., в «Решении Акури и Ванта по делу имения Давида» от 1 июня 1710 г. и в «Книге самебели Николая к руствели Христофору об уступке крепостного» (1710 г.). В 1710 г. царь Давид II пожертвовал монастырю Кацарети и архиепископу Николаю поместья, которые принадлежали Кацаретской епархии с давних времён: земли «Самебской усадьбы» близ Сагареджо, берега реки «под Котмани..., дорогу до Иори, у речки Мцарецкали», территории «по эту сторону храма Самеба и по ту сторону Патардзеули», село Хашми, земли «в Орхеви Батаани и Джораани», виноградник, пожертвованный царём Кахети Леваном «по эту и ту сторону реки Иори в Ахмета», владения в Энисели, Алиабаде, Тасмалури (ныне Тосмало), Сакени и др.

 



 
PR-CY.ru