КАРП - Страница 2

В письме Дионисия он назван «священным мужем», а у Нила – «епископом, современником апостолов», однако болландисты и большинство современных исследователей считают апостола Карпа и Карпа, жившего на Крите, разными лицами. В латинских Мартирологах память Карпа указывается под 13 октября, за исключением «Каталога святых» Петра Наталиса, в котором она отмечена под 26 мая. Одно из наиболее ранних изображений Карпа сохранилось на миниатюре месяцеслова Евангелия на сентябрь-август третьей четверти XI в. Под 27 мая он представлен стоящим в рост. Полуфигурное изображение Карпа находится в настенном календаре церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (около 1320 г.) под 26 мая. Святой изображён средовеком, облачённым в розовый хитон с клавом и фиолетовый гиматий; левой рукой, скрытой в складках гиматия, он придерживает свиток, перстами правой полуопущенной руки благословляет; борода и волосы апостола короткие, слегка волнистые, коричневые с лёгкой проседью, у него высокий лоб с залысинами, как у апостола Павла. В афонской книге образцов конца XV в. (Российская национальная библиотека) Карп представлен старцем с длинными, откинутыми назад седыми волосами и окладистой седой бородой, закрывающей шею; облачён в голубой хитон и розовый гиматий; правой рукой благословляет. В эпоху позднего Средневековья в иконографии Карпа стал преобладать облик старца, кроме того, его апостольские одежды и атрибуты сменились облачением епископа. Возможной причиной изменений в изображении облика святого исследователи считают влияние на него иконографии мученика Карпа Фиатирского (см. ст. Карп, Папила, Агафодор и Агафоника), который изображался старцем. Так, в Строгановском иконописном подлиннике конца XVI – начала XVII вв. о внешности Карпа сказано так: «Сед, плешив, брада Власиева пошире (длиной до середины груди, внизу разделённая на пряди), на плечах амфор, риза празелень, испод лазорь» (ср. описание внешности мученика Карпа под 13 октября: «Поп, сед, брада аки Власиева, на конце раздвоилася»). В соответствии с приведённым описанием Карпа представлен на майской иконе-минее начала XVII в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), а также на поле пядничной иконы «Ангел-хранитель» середины XVII в. из церкви Успения на Апухтинке в Москве (Третьяковская галерея). «Ерминия» иеромонаха Дионисия Фурнаграфиота (около 1730–1733 гг.) также предписывает изображать Карпа как «старца с раздвоенной бородою». На гравированных святцах Григория Павловича Тепчегорского (1722 г., Российская государственная библиотека) Карп представлен в рост, в хитоне и гиматии, с широким омофором на плечах, в левой руке раскрытый кодекс Евангелия, на страницы которого он указывает перстом правой руки. Волосы короткие, пышные, кудрявые; широкая длинная борода ниже груди. На святцах Ивана Константиновича Любецкого 1730 г. святой изображён в редком для этой эпохи облике средовека, с короткими волосами и бородой до середины груди, облачён в хитон и гиматий (без омофора), левой рукой придерживает закрытый кодекс Евангелия. В изданном в 1910 г. «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» Виктор Доримедонтович Фартусов рекомендует изображать Карпа так: «Cед, плешив, борода широкая и длинная, немного выше пояса; типом грек, в фелони и омофоре».



 
PR-CY.ru