КАНДИЛО - Страница 2

Из такого кандило, поставленного на блюдо с зёрнами пшеницы, брали елей при совершении таинства елеосвящения. В чашу кандило нередко насыпали речной песок, в который ставились и возжигались свечи. Изображения подвесных кандило с горящими свечами имеются на древнерусских иконах и миниатюрах рукописных книг XIII–XV вв. В чашах кандило с воском одновременно могло гореть несколько фитилей. В XVII–XVIII вв. древнейший тип подвесных кандило в виде открытой полусферы изменился: на чашах появились крышки с гнёздами для свечей, на крышках, как правило, крепились небольшие выступающие свечники, а в центре – свечник большого диаметра или подлампадник, в который ставили стеклянный стакан с маслом. В таких светильниках одновременно могли возжигать и свечи, и масло. Формы чаш кандило постепенно усложнялись, они становились более крупными и обильно украшенными, с плоскими или выпуклыми чеканными ложками и растительным орнаментом, надписями вязью, изображениями креста, херувимов и серафимов и др. Форма серебряных кандило из полусферической со временем была преобразована в шлемовидную, чаша стала глубокой и украшалась чеканными, гравированными или сканными узорами. Серебряные кандило XVII–XVIII вв. достигали более полуметра в диаметре. Такие кандило подвешивались перед большими храмовыми иконами, и за каждым из них закреплялось соответствующее название: «кадило Спасово», «кадило Богоматери» и др. В русских храмах также использовались иностранные кандило. Так, согласно Описи новгородской церкви Параскевы Пятницы на Торгу 1685 г., перед чудотворным образом великомученицы Параскевы висела «лампада медная большая с насвечником и с поддоном заморского дела». В XVII–XVIII вв. кандило в подражание металлическим вытачивались из дерева, украшались резьбой и частично оковывались металлом. В Новое время кандило делали из драгоценных и цветных металлов, украшали эмалью, драгоценными камнями, золочением. Отдельные части кандило могли изготавливаться в разных техниках. В металлическую чашу кандило часто помещали стакан цветного стекла. Порядок возжигания кандило и других светильников и их размещение в храме регулировались особым образом. Количество возжигаемых кандило зависело от торжественности совершаемого богослужения. Для возжигания высоко подвешенных кандило и других светильников использовались специальные шесты с фитилём, пропитанным воском. Для гашения кандило применялись «гасила», сделанные в виде небольшого полого медного или железного конуса на длинной рукояти. К нижней части кандило могли прикрепляться разнообразные подвески: ворварка с кистью из шёлковых и золотных нитей, стеклянный шар, деревянное или металлическое яблоко, которое в XVII в. трансформировалось в перевёрнутую луковичную главку. К кандило нередко подвешивались страусовые яйца как символ Воскресения Христова. Их приносили в храм вместе с пасхальными дарами и привешивали в нижней части кандило, а в греческих храмах помещали над светильниками. В православных храмах кандило являются символом «света духовного», просвещающего мир. За богослужением кандило горят всегда, даже при солнечном свете. В Скрижали говорится, что кандило «…знаменует церковь и милость, и просвещение, еже даётся во всё человечество, ибо лепо есть приносити свет чести ради ко истинному свету Богу, и елей щедрот ради, а масло милости его».



 
PR-CY.ru