КАЛЪАТ-СИМЪАН - Страница 6

Кроме того, декор Калъат-Симъана оказал большое влияние на развитие архитектурного стиля в Сирии и Палестине. Сирийские зодчие во многом ориентировались на классическую архитектуру: выбор сухой техники кладки, подъём здания на подиум, выравнивание квадров стен почти до идеально гладкой поверхности, обильное использование колонок и капителей. Свободно располагавшаяся «сирийская лента» и коринфские капители с развевавшимися листьями создали особенное, свойственное только сирийской архитектуре сочетание логики и иррациональности. Это своего рода отход от принципов античной архитектуры, в которой все декоративные детали были в значительной степени подчинены стоечно-балочной системе. Рядом с центральным комплексом в Калъат-Симъане был расположен небольшой баптистерий, представляющий собой октагон (диаметр 8,1 м), заключённый в базилику. С северной и южной сторон в здание вели лестничные пролёты. В его центральной апсиде находилась крестильня в виде небольшого крестообразного углубления. Её оформление проще, хотя в нём также использовалась «сирийская лента». В верхней части каждую грань октагона прорезало окно. По трём восточным граням расположены узкие и высокие апсиды. Их ниши ориентированы по центру октагона, их оси совпадают с радиусами. Окна в апсидах располагались строго по оси «восток-запад», из-за чего они прорезали стены под косым углом, и их очертания несколько искажены. Подобную особенность исследователи встречают в архитектуре Малой Азии (церковь Бинбир-килисе, около 600 г.; базилика на острове Ая-Никола (Гемилер), VI–VII вв.). У западного подножия холма, на котором расположен Калъат-Симъан, находится деревня Дейр-Симъан (бывшее греческое название – Теланисс), возникшая как центр приёма паломников, большая часть которого состояла из гостиниц разных видов и классов. В поселении и рядом с ним исследователи обнаружили несколько храмов и монастырей, улицы и лавки, где паломники могли покупать продукты и сувениры, а также остатки столпа неизвестного подвижника начала VI в. В V–VI вв., когда ещё продолжалась борьба христианства и античных культов, Калъат-Симъан противостоял местному языческому святилищу Зевса Мадбаха и Селамана, располагавшемуся на вершине горной гряды, на склоне которой находился Калъат-Симъан. В 1861 г. Калъат-Симъан посетил британский археолог У.Г. Уоддингтон и назвал эти руины «самыми прекрасными в мире». Первые исследования Калъат-Симъана были проведены в 1860–1870 гг. М. де Вогюэ, который обмерил памятник. Его сведения корректировались и дорабатывались Х. Батлером и Э. Парком в 1920 гг. Они уточнили многие размеры и предложили первые реконструкции, основываясь на находках внутри и снаружи здания и на сравнениях с сохранившимися памятниками Северной Сирии. Труд Х. Батлера лёг в основу реставрации памятника в XX в., которая позволила исследователям восстановить оригинальное положение большинства найденных на территории комплекса каменных деталей. В 2011 г. Калъат-Симъан был внесён в список памятников, охраняемых ЮНЕСКО.



 
PR-CY.ru