КАЛАШНИКОВ Лазарь Филиппович

КАЛАШНИКОВ Лазарь Филиппович (третья четверть (?) ХIХ в. – первая половина ХХ в.) – издатель, переписчик певческих книг, редактор, педагог. Старообрядец поповского согласия Белокринцкой иерархии. Биографические данные о Л.Ф. Калашникове отрывочны. В начале ХХ в. жил в Киеве. Место рождения Л.Ф. Калашникова исследователям известно из записи в рукописном «Октае», выполненном им в 1905 г. в Киеве, и из автобиографической статьи, где он также упомянул, что до лета 1910 г. был уставщиком в киевской старообрядческой Успенской церкви и в это время имел семью с восемью малолетними детьми. Это последнее обстоятельство и участие Л.Ф. Калашникова в Первой мировой войне свидетельствуют о его относительно молодом возрасте в это время. В начале ХХ в. Л.Ф. Калашников занимался переписыванием книг, главным образом, богослужебных. Из выполненных им рукописей кроме упомянутого «Октая» 1905 г. исследователям известна каллиграфически образцовая рукопись «Обедницы» (1904 г.), которая сохранилась в книжнице киевской Успенской церкви (на её основе было выпущено одноимённое печатное издание 1909 г.). После издания Указа о веротерпимости (1905 г.) старообрядцы смогли легализовать административную деятельность и богослужение, печатать певческие книги, историческую литературу, периодику и т.д. Л.Ф. Калашников учредил книгоиздательство «Знаменное пение», стал одним из основателей старообрядческих журналов «Церковное пение» (с 1909 г.) и «Старообрядческая мысль» (с 1910 г.; первый журнал стал приложением ко второму). Крюковые книги и крюковые тексты отдельных песнопений высылались подписчикам в качестве приложения к журналу. Л.Ф. Калашников принял решение издавать старообрядческие певческие книги, поскольку их первое печатное издание, осуществлённое Обществом любителей древней письменности на средства А.И. Морозова («Круг церковного пения». СПб., 1884 г., шесть выпусков; так называемые морозовские книги), было очень дорогим, а лица и фиты в нём были изложены в сокращении («Тернистый путь». 1915 г.). Л.Ф. Калашников планировал воспроизводить фиты в разводах, а также в напев на основании разных рукописей, вводить ударения на «силах» (акцентных слогах), однако ему удалось это осуществить только в малом (учебном) «Октае» и в «Ирмосах». Для составления оригиналов изданий Л.Ф. Калашников избрал лучшие, по его мнению, образцы, хранившиеся в киевской Успенской церкви: «...Прекрасного беливского письма Ирмосы и Октай, морозовские книги, Ирмосы из Донской области, Ирмосы Стародубских слобод или Ветковские». В 1908 г. Л.Ф. Калашников выпустил «Азбуку знаменного пения», «Октай» и «Ирмосы», подготовленные совместно с уставщиками А.И. Романовым и С.Д. Чистовым. Соиздателем четырёх певческих книг 1909–1911 гг. («Обедница», «Обиход», «Праздники», «Октай») был С.Д. Чистов.

 



 
PR-CY.ru