«КОНДАКАРЬ»

«КОНДАКАРЬ» – сборник кондаков. Известен в византийской и славянской традициях. Древнейший византийский «Кондакарь» датируется X в. В сборниках какого типа существовали кондаки до этого времени, исследователям неясно: самые ранние рукописные источники, содержащие кондаки (датируются концом VI – VII вв.), представляют собой папирусные и пергаменные фрагменты, типологическая классификация которых с точки зрения принадлежности к какой-либо богослужебному сборнику не представляется возможной в силу малого объёма текста. Критическое издание византийских «Кондакарей» отсутствует, хотя их репертуар использовался в изданиях древнейших византийских кондаков и творений Романа Сладкопевца. Всего исследователям известны 12 византийских «Кондакарей», датируемых X–XI вв. (включая синайский «Кондакарь», называемый так по месту хранения). Из них выделяются: 1) патмосские кодексы XI в., представляющие собой две части одного сборника: в первой части содержатся кондаки неподвижным праздникам, во второй – кондаки триодного цикла; 2) афонский X–XI вв., разделённый на минейную и триодную части и содержащий в отдельной части редкие «общие» кондаки, посвящённые не конкретным святым, а ликам святых – святым жёнам, иерархам, монахам и т.д.; 3) Московский кондакарь (Исторический музей, XII в.), известный своей полнотой и отсутствием лакун. Общими особенностями состава и структуры византийских «Кондакарей» являются объём кондаков, которые представлены, как правило, в полном виде, и простая прагматичная композиция, согласно которой в рукописи выделяется минейная и триодная части. Какие-либо иные песнопения чаще всего отсутствуют. Славянский «Кондакарь» известен только в древнерусской традиции. Сохранились следующие «Кондакари»: 1) Третьяковской галереи, XI–XII вв.; известен также как Типографский устав (издан под редакцией Бориса Андреевича Успенского); 2) Российская государственная библиотека. Общество истории и древностей российских и Российская национальная библиотека, XII в., две части одной рукописи, отдельно не издан; 3) Российская национальная библиотека, две части одной рукописи, известной как «Благовещенский кондакарь» (также называется «Нижегородским»; конец XII? – начало XIII в. (издан фототипически дважды: под редакцией Максима Викторовича Бражникова и под редакцией Х. Роте); 4) Российская государственная библиотека, «Троицкий (Лаврский) кондакарь», конец XII – XIII в. (издан Г. Майерсом); 5) Исторический музей, «Успенский кондакарь», 1207 г. (издан А. Бюгге); 6) Исторический музей, XIII в. Кроме того, исследователям известен фрагмент «Кондакаря» в древнерусском «Октоихе» XIII–XIV вв. Российской национальной библиотеки (издан Ф. Келлером). Критическое издание всего древнерусского кондакарного репертуара подготовлено под редакцией Х. Роте.

 



 
PR-CY.ru