ИЛИЯ - Страница 2

Созданный Илиёй канон снабжён фразовым акростихом смешанного типа, «по червленым словесам», образованным как начальными словами, так и начальными буквами песнопений, также характерным для творчества сербского книжника и его русских последователей: «В царство Благочестиваго Христолюбиваго великого князя Иоанна, Всея Русии Самодержца, Повелением (и) Благословением Макария, Святейшаго архиепископа Богоспасаемых градов Великаго Новаграда и ПСкоВа, Благодарное сие пение Принесеся Всепреподобному Михаилу КлоПСкоМу Рукою Пресвитера Илии» (акростих передан в позднейшей редакции). По мнению исследователей, предположительная атрибуция данного текста В.М. Тучкову не учитывает свидетельства акростиха. Особенностью данного канона, вызванной посвящением Клопского Михайловского Варяжского монастыря Святой Троице, является включение в текст дополнительных троичных тропарей перед богородичнами. В 1539 г., находясь длительное время в Пскове с архиепископом Макарием (скорее всего, в качестве владычного нотария), священник владычной домовой церкви во имя преподобного Евфимия Илия написал Житие мученика Георгия Нового Софийского (Середецкого, Кратовского), пострадавшего за отказ принять ислам. Поводом к созданию произведения послужил рассказ об этом новомученике афонских иноков Прохора и Митрофана, прибывших к Новгородскому архиепископу за денежной помощью. Житию предпослано пространное введение об обстоятельствах написания памятника, а затем о насилиях, творимых мусульманскими властями Османской империи над православными подданными. Устный рассказ о мученике, как полагают исследователи, показался книжнику (возможно, и архиепископу Макарию) недостаточно репрезентативным. Изложение мучения у Илии основано преимущественно на литературном источнике – Житии мученика Иоанна Нового (Белгородского или Сучавского), написанном Григорием Цамблаком в начале XV в. В литературе отмечены расхождения между Житием, написанным Илиёй, и болгарским Житием святого, созданным вскоре после кончины мученика Георгия. Расхождения, по мнению исследователей, возникли в результате позднейшего смешения известий о двух соимённых и практически современных софийских святых – о Георгии Новом Кратовском и Георгии Софийском Новейшем. Сохранился вероятный автограф Илии (атрибуция Игоря Ивановича Калиганова) в составе сборника Житий и Слов «Жемчужная матица» (Исторический музей). Содержащееся в старших списках Жития мученика Георгия указание на написание текста в Пскове породило в литературе ошибочное мнение, что Илия был псковским (либо неопределённо – новгородским и псковским) книжником.



 
PR-CY.ru