ИЛИТОН - Страница 2

В современной практике распростирание илитона обычно начинается ещё раньше – во время сугубой ектении разгибаются три стороны сложенного с четырёх сторон илитона, а последняя (верхняя) сторона разгибается во время ектении об оглашенных. Более важное, чем момент распростирания, изменение в практике использования илитона состояло в том, что в XVI–XVII вв. антиминс, ранее помещавшийся под тканью напрестольной индитии, стал полагаться сверху неё и илитон (и, как правило, украшаться иконографическим изображением «Положения во гроб»). Иными словами, разворачивание илитона сделалось одновременно и разворачиванием антиминса, а сам илитон из предмета, имеющего самостоятельное литургическое значение, фактически превратился в защитную материю, закрывающую антиминс, когда тот свёрнут, и лежащую под ним в качестве подкладки, когда тот развёрнут. Именно такое употребление илитона продолжается в православной церкви до настоящего времени; более ранняя практика – когда антиминс (в постоянно развёрнутом виде) лежит под индитией престола, а сворачивается и разворачивается во время литургии только илитон – сохранилась у униатов и старообрядцев. Переходом к практике вкладывания в илитон антиминса обусловлено и предписание о размерах первого: согласно «Учительному известию» при русском Служебнике, илитон изготавливается из «тонкого и густого полотна, или шёлковый … мерою таковой же, каковой антиминс». На практике илитон обычно делается несколько большим в сравнении с антиминсом. Символическое толкование илитона как напоминания о плащанице Спасителя, предложенное ещё Исидором Пелусиотом, подтверждается в «Церковной истории» VIII в. и некоторых других литургических комментариях. Однако Фессалоникийский архиепископ Симеон (ум. около 1429 г.), связывает илитон не с плащаницей, а с погребальным сударем Спасителя и даже использует такое толкование как аргумент против начинавшей распространяться в его время практики совершения архиерейского богослужения с митрой на голове. Особый чин освящения илитона в греческой традиции исследователям неизвестен; в русской он появился благодаря Требнику митрополита Петра (Могилы; Киев, 1646 г.): Пётр составил его самостоятельно, как и ряд других чинов на освящение различных литургических предметов. Чин состоит из каждения и обычного начала, Пс. 110, молитвы и главопреклонной молитвы и окропления нового илитона св. водой. В молитвах чина присутствуют явные параллели с молитвой из чина благословения корпорала согласно «Rituale Romanum» и толкованиями Фессалоникийского архиепископа Симеона, которые, как полагают исследователи, и послужили источниками для Петра (Могилы).



 
PR-CY.ru