«ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК»

«ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК» – в древнерусской художественной культуре руководство для художников, содержащее все необходимые сведения для написания икон и стенописи. Слово «подлинник» в древнерусской письменности известно только в значении подлинного (истинного) текста, в том числе точного описания объекта, служащего руководством при его воспроизведении. В «Пискарёвском летописце» под 1598 г. подлинник как самостоятельный источник фигурирует одновременно с визуальным образцом (в данном случае архитектурным): «…Образец был древяной, сделан по подлиннику, как составляется святая святых» («Словарь русского языка XI–XVII вв.», М., 1989 г. Выпуск 15). Основные статьи «Иконописного подлинника» – описание иконографии святых и праздников, которые в большинстве руководств расположены согласно церковному календарю. Дополнительные статьи содержат описания праздников переходящих дат, обликов Спасителя, Богоматери и святых, композиции «Страшный Суд», икон святых с «деяниями», изображений пророков и праотцев по их составу в иконостасах с приведением текстов на их свитках, Святой Софии Премудрости Божьей, сивилл и древних философов, аллегорий месяцев, а также в «Иконописный подлинник» входят статьи богословского, астрономического и художественного характера, технические наставления. В разных списках «Иконописного подлинника» состав и число добавочных статей неодинаковы, иконографии святых (как и иконографии праздников) варьируются, большинство святых описано по подобию, в сравнении с широко распространёнными образами почитаемых святых. Описания весьма краткие, особое внимание уделено типу бороды и причёски, цвету одеяний. По составу святых и праздников, а также по характеру их описания «Иконописные подлинники» делится на несколько типов. «Иконописный подлинник» краткой редакции, возникновение которой исследователи связывают с Новгородом, отличаются описанием одного святого на один календарный день и краткостью текста. Наиболее древние памятники этого типа: второй половины XVI в. (?) из собрания Михаила Петровича Погодина (Российская национальная библиотека); конца XVI – начала XVII вв. из собрания Михаила Павловича Овчинникова (Российская национальная библиотека); второй четверти XVII в. старца Кириллова Белозерского монастыря Матвея Никифорова (Российская национальная библиотека). В середине XVII в. в Москве был создан «Иконописный подлинник» более пространной редакции (например, Российской национальной библиотеки), в который входит большее число святых, в том числе московских, а также особо отмечаемые в Москве церковные праздники; описания святых здесь более подробные.

 



 
PR-CY.ru