ИКОНОГРАФИЯ - Страница 4

Исследование графа Алексея Сергеевича Уварова (1825–1884 гг.) «Христианская символика» (М., 1908 г.) было первым в русской науке фундаментальным трудом по раннехристианской иконографии. В работе, построенной на богатейшем эпиграфическом материале, рассмотрены надписи и изображения на надгробиях, монетах, предметах христианского обихода, росписи катакомб проанализированы с точки зрения их смыслового содержания. Привлечение многочисленных текстов раннехристианских авторов позволило адекватно интерпретировать как словесные, так и изобразительные символические образы. Наиболее значительным представителем иконографического направления в русской науке был Николай Васильевич Покровский (1848–1917 гг.), который считал, что именно в искусстве православие находит полное выражение. В фундаментальном исследовании христианской иконографии «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских» (СПб., 1892 г.), являющемся до настоящего времени непревзойдённым, показано историческое развитие иконографии евангельских сюжетов на протяжении более чем тысячелетнего периода. Помимо тщательного сбора и анализа изобразительных источников Н.В. Покровский привлекал исторические источники, святоотеческую литературу, произведения гимнографии, позволяющие выяснить смысловое значение образа и дать научную интерпретацию фактического материала. Таким образом, учёный ставил задачу сравнительного изучения памятников изобразительного искусства и словесности, развивая методологические принципы, заложенные Ф.И. Буслаевым. Иконографическое направление представлено также работами учеников Н.П. Кондакова: Егора Кузьмича Редина (1863–1908 гг.) и Дмитрия Власьевича Айналова (1862–1939 гг.), комплексно исследовавшего иконографические и стилистические проблемы христианского искусства, в работах Александра Петровича Голубцова (1862–1911 гг.), исследователя литургических памятников. А.П. Голубцов дополнил метод иконографического анализа изучением влияния богослужения на иконные образы. Это направление исследований в иконографии стало ведущим в науке XX в. Достижения русской, немецкой и французской науки в области христианской иконографии, взаимно обогащая друг друга, заложили фундамент медиевистики XX в. Издание словарей и компендиумов по иконографии расширило возможности сравнительного исследования памятников. В русле исследований иконографии в научный оборот был введён пласт поздневизантийского искусства Балкан. Благодаря обобщающему исследованию Н.П. Кондакова «Русская икона» (Прага, 1928–1933 гг., четыре тома) достоянием мировой науки стала русская иконопись. Развитию иконографического метода способствовало издание в Праге научного журнала «Seminarium Kondakovianum» («Сборник статей по археологии и византиноведению», с 1937 г. – «Анналы Института имени Н.П. Кондакова»).

 



 
PR-CY.ru